Усилитель звука в авто – важнейшая часть аудиосистемы. Зачастую можно услышать мнение, что она там не нужен, что аргументируется высказываниями вроде: «Я же не собираюсь слушать рок на всю катушку». Зачем же он нужен? И почему такое происходит?
Зачем нужен усилитель звука?
Усилители обычно уже встроены в магнитолу, но имеют невысокую мощность. На коробке производители нередко указывают значение в 50 ватт, но обычно усилитель работает на мощности около 20 ватт, лишь изредка достигая указанного значения, которое является для устройства максимальным.
Как только начинает увеличиваться громкость (находясь ещё далеко от порогового значения), появляются антимузыкальные звуки: хрипы, скрипы, шипение. Эти «добавки» обеспечиваются как раз маломощным усилителем. Именно поэтому любителям чистого звука необходимо побеспокоиться о том, чтобы обзавестись качественным усилителем.
Какими бывают усилители?
Данные устройства принято делить на классы.
- Класс «А» — усилители с низким КПД – около 25 %. В основном, к этому классу принято относить ламповые оконечники. Несмотря на низкий КПД, звук почти не искажается.
- Класс «B» имеют намного больший КПД – в районе 70 %. Это транзисторные оконечники. Они имеют обыкновение греться. Звук сухой, приятный, шумов не слышно.
- Класс «AB» — устройства этого класса получили широкое распространение у профессиональных звукарей. Как видно из названия, здесь объединены черты класса «A» и класса «B».
- На этом классы не заканчиваются. Недавно были изобретены усилители, которые было решено отнести к новому классу – «D».
- Класс «D» отличается тем, что к нему относятся усилители с самым высоким КПД – около 85 %. Их иногда принимают за цифровые, но цифровым является только входящий сигнал.
- Класс «G» — это не что иное, как усовершенствованный класс «AB».
- Класс «H» — тот же класс «G», но с некоторыми корректировками.
Кроме того, усилители различаются по количеству каналов.
- 1-канальные устройства иначе именуются моноблоками. Чаще всего это усилители класса «D». Нагрузка – 1-2 Ом, поэтому такой тип устройства не подойдёт для сабвуферов, работающих с нагрузкой 4-8 Ом.
- 2-канальные усилители можно использовать для подключения двух парных динамиков или сабвуфера через мостовое соединение.
- 3-канальные устройства используются редко. Они рассчитаны на подключение пары динамиков и сабвуфера, но с этим прекрасно справляются и четырёхканальники.
- 4-канальные усилители пользуются наибольшей популярностью. Их используют для подключения не только, как уже говорилось, двух динамиков с сабвуфером, но и двух пар динамиков.
- 5-канальные усилители устанавливаются тогда, когда необходимо подключить четыре динамика и сабвуфер.
Существуют и 6-канальные устройства, но они используются крайне редко.
Из этого всего следует, что выбор усилителей очень богат. В то же время, отнестись к вопросу выбора такого немаловажного элемента нужно с максимальной ответственностью.
Как выбрать усилитель звука для своего автомобиля?
Прежде всего, необходимо вооружиться некоторыми знаниями.
Важнейшие понятия: мощность, кроссовер, Bass, High Level, Bridge, Line input.
- Мощность может быть указана как номинальная (RMS), так и максимальная (PMPO). Актуальное значение номинальной функции указано в паспорте устройства. На самом корпусе стоит максимальный показатель.
- Кроссовер предназначен для того, чтобы урезать частоты ненужного диапазона.
- Bass (Grand Bass, Bass boost) – функция, позволяющая усиливать бас.
- High level – это выход сигнала, как видно из названия, высокого уровня. Однако подключаться через него не рекомендуется.
- Bridge – это мостовое подключение, которое используется для того, чтобы подключить сабвуфер.
- Line input – линейный выход для подключения к магнитоле.
При выборе необходимо помнить, что только проверенные фирмы не приведут к разочарованию. Также стоит обратить внимание на устройства с высокой мощностью, выносным регулятором уровня громкости, и вентилятором.
Рассмотрим подключение самых популярных типов усилителей – двухканальника и четырёхканальника в следующей статье.