- Схема подключения ГБО Digitronic 3D Power на 4 цилиндра
- Газовое оборудование 3 поколения: принцип работы, установка, плюсы и минусы
- Конструкция ГБО 3 поколения
- Установка оборудования на авто
- Установка на инжектор
- Установка на карбюратор
- Основные недостатки и преимущества использования ГБО 3 поколения
- Вывод
- 3.6. Электронный ограничитель грузоподъёмности ОГБ-3(3П)
Схема подключения ГБО Digitronic 3D Power на 4 цилиндра
Жгут 8 проводов:
Желтый + желтый с черной полосой = бензиновая форсунка 1 цилиндр,
Зеленый + зеленый с черной полосой = бензиновая форсунка 2 цилиндр,
Красный + красный с черной полосой = бензиновая форсунка 3 цилиндр,
Синий + синий с черной полосой = бензиновая форсунка 4 цилиндр.
! Провода без полосы к форсункам.
Жгут 6 проводов:
Красный + черный = динамик
Черный + белый с зеленой полосой + белый с красной полосой + зеленый с красной полосой + серый с черной полосой = кнопка переключения топлива.
Жгут 3 провода:
Красный + черный + белый = уровень газа.
Жгуты по 2 провода:
Оранжевый + черный = датчик температуры редуктора.
Синий + черный = клапан редуктора.
Жгуты по одному проводу:
Красный +12 вольт (питание от плюса форсунок, от замка зажигания, от катушки зажигания).
Коричневый – обороты двигателя RPM.
Фиолетовый = лямбда 1.
Серый с фиолетовой полосой = лямбда 2.
Разъем на 5 контактов = MAP PS-02
Разъем на 4 контакта = диагностический разъем.
4 разъема на 2 контакта = подключение газовых форсунок.
Жгут 2 провода:
Красный с колодкой предохранителя «+12»,
Коричневый с клеммой – масса «-».
Так же в программе Вы можете найти схемы ГБО.
Чтобы всегда быть в курсе новых выпусков подпишитесь на наш Ютуб канал.
Газовое оборудование 3 поколения: принцип работы, установка, плюсы и минусы
Газовое оборудование 3 поколения – это видоизмененная система ГБО 2. Разница состоит в том, что эта версия была дополнена возможностью электронной подачи топлива за счет встроенного ЭБУ. Это позволяет осуществлять синхронный впрыск газа в необходимых количествах и с определенной концентрацией газосмеси.
Несмотря на то, что по европейским меркам, такое газобаллонное оборудование значительно уступает ГБО 4 поколения, эта система является одной из самых популярных, которые подключаются на автомобили разных марок и конфигураций. Компании Lovato и Томасетто являются мировым лидером по производству комплектующих для всех видов газового оборудования.
Конструкция ГБО 3 поколения
Топливом в ГБО 3 поколения является сжатый метан или сжиженная смесь пропана и бутана. Устройство ГБО 3 более простое, чем бензиновая система питания ДВС, так как там нет топливного насоса, а газ поступает в редуктор под давлением из баллона. В комплектацию ГБО 3 входят следующие устройства:
- баллон с природным газом;
- мультиклапан;
- блок высокого давления и манометр;
- газовый клапан;
- бензиновый клапан;
- блок контроля клапанов;
- панель управления и переключения топлива;
- светодиоды;
- миксер для смешивания топливных газов с воздухом;
- редуктор-испаритель;
- выносное заправочное устройство;
- магистрали и шланги;
- фильтр.
Рассмотрим принцип действия ГБО третьего поколения. Сжиженная газосмесь поступает из баллона. Газовый клапан осуществляет подачу топлива к редуктору и регулировку его расхода. Для пополнения запасов топлива потребуется выносное заправочное устройство. Газ проходит под давлением по трубопроводу, фильтруется от примесей и поступает редуктор, где испаряется. Давление в редукторе падает с 1,6 МПа до 0,1 МПа, то есть 1 атмосферы.
Так как при испарении, газ охлаждается, то резиновая мембрана редуктора за время эксплуатации может потерять эластичность. Редуктор ГБО 3 поколения прогревается тосолом до температуры 80 – 90 С. При разряжении, которое создается впускными коллекторами, газ поступает в дозатор, затем – в смеситель, где топливо смешивается с необходимым объемом воздуха. Смеситель обычно крепится слева от двигателя. Если он карбюраторного типа, то смеситель можно установить в него прямой врезкой. Так, готовая газосмесь поступает в двигатель.
У ГБО 3, как и у предшественников, есть такая полезная функция как переключение вида топлива одним нажатием кнопки. Электромагнитный переключающий клапан располагается в салоне машины. С его помощью можно выбрать подачу газа, бензина или остановить ее совсем. На переключателе топлива есть светодиоды, которые показывают какое топливо используется: если они светятся красным, значит машина работает на бензине; зеленым – на газе.
Установка оборудования на авто
Для того, чтобы адаптировать двигатель под газовое топливо и настроить всю аппаратуру, нужно выполнить следующие действия:
- Редуктор разместить рядом с двигателем и соединить его с системой охлаждения. Он должен стоять параллельно по отношению к двигателю.
- Бензиновый клапан врезать в шланг от бензонасоса.
- Газовый клапан устанавливают на моторном щите. Это целесообразно с точки зрения безопасности и для возможности в ручную восстановить подачу бензина при неисправностях газового клапана. Но бывают и встроенные, непосредственно в редуктор.
- Смеситель должен монтироваться под двигателем. Во избежание утечек, нужно использовать герметик, так как поверхности стыковки могут быть деформированными.
- Желательно приобрести пластиковый трубопровод, так как в отличие от медного он легко гнется.
- Крепеж газовых баллонов осуществляется в полке багажника. Для этого сверлят 2 отверстия диаметром 10 мм. Крепежная лента проламинирована или имеет резиновую оплетку, чтобы избежать контакта металлических полос с поверхностью баллонов. Угол наклона мультиклапана у газового баллона должен составлять 30°, чтобы обеспечить корректную подачу газа в систему. Чтобы избежать взрыва, баллоны не следует заполнять более чем на 80 % объема.
- Заправочное устройство может находиться в любом месте под задним бампером.
- Переключатель топлива следует установить в салоне. Схема его монтажа зависит от марки и модели машины.
Важно: перед тем, как подключать ГБО в свой автомобиль, нужно выбрать способ установки, который совместим с конкретным видом двигателя машины.
Установка на инжектор
Инжектор (injector) – это неотъемлемая часть системы впрыска топлива у двигателя внутреннего сгорания. Изначально ГБО 3-го поколения создавалось для машин с инжекторными двигателями. Кроме того, в комплект баллонной системы для инжектора входят такие дополнительные комплектующие, как распределитель и форсунки, позволяющие контролировать поступление газосмеси в двигатель, чтобы предупредить его перегрев или возгорание. Оборудование третьего поколения в общих чертах ничем не будет отличаться от предшествующих по способу монтажа и по принципу работу.
Рассмотрим описание схемы установки ГБО 3 поколения на инжектор:
- газовые баллоны устанавливают в багажнике или на месте запасной шины;
- ВЗУ располагается под бампером или на заднем крыле автомобиля;
- магистрали прокладывают вместо бензопровода;
- газовый клапан должен находиться слева под капотом;
- смеситель монтируется слева от инжектора;
- редуктор размещают возле коллектора;
- блок управления и переключения на бензин/газ устанавливают в салоне.
Небольшое примечание: на инжектор обязательно нужно произвести подключение эмулятора работы лямбда-зонда, имитирующего работу бензиновых форсунок. Без него не будет функционировать подача газа, и вся система выйдет из строя.
После установки газового оборудования 3 поколения на инжектор, программное обеспечение ЭБУ сигнализирует о неисправности и выдает ошибку, инжектор переключается на аварийный режим.
При установке эмулятора, датчики продолжают работать в обычном режиме как на бензине. Однако, у газа на инжектор 3 и последующих поколений, эмуляция форсунок уже вшита в ПО, что позволяет избежать лишних манипуляций.
Установка на карбюратор
На карбюраторное авто также можно установить ГБО, но функционал третьего и последних поколений не будет функционировать полноценно. Это связано с тем, что карбюратор нельзя подключить к электрооборудованию, так как на нем нет необходимых датчиков. Следовательно, ГБО 3 будет работать как ГБО 1 или 2.
Помимо этого, при монтаже газобаллонного оборудования на карбюратор не нужен эмулятор форсунок. Вместо него потребуется установить бензиновый клапан. ГБО 3 поколения не будет функционировать на карбюраторном двигателе без таких элементов системы, как лямбда-зонд и датчик дроссельной заслонки.
Именно эти устройства передают показания электромагнитному клапану, который используется для того, чтобы отрегулировать подачу газа редуктор-испаритель. Такая схема соответствует ГБО 2.
При необходимости можно установить вакуумный редуктор, но в таком случае ГБО будет приравниваться к первому поколению. Особенно это актуально для старых машин, которые не обладают даже минимальным электронным оснащением.
Тогда объем порции топлива зависит от того, насколько открыт винт дозатора. Степень его открытия изменяется только при ТО машины для профилактики карбюратора или устранения неисправностей.
Основные недостатки и преимущества использования ГБО 3 поколения
Установка ГБО – это серьезное работа, из-за которой можно лишиться гарантии. Однако, многих автовладельцев это не останавливает, так как газовое топливо очень экономичное и стоит значительно дешевле бензина. Перед тем, как решиться на подобное вмешательство, стоит оценить плюсы и минусы ГБО 3. Так, установка газобаллонного оборудования дает следующие преимущества:
- снижение степени детонационного повреждения двигателя и износа цилиндро-поршневой группы;
- повышение ресурса двигателя;
- из-за того, что нагар почти не образуется, снижается количество выхлопных газов;
- возможность переключаться с одного вида топлива на другой вид;
- упрощенное крепление многих комплектующих системы;
- газ практически не растворяет масло на стенках поршневой;
- в отличии от первых поколений метанового ГБО, в третьей версии форсунки находятся очень близко с впускным клапаном, что позволяет избежать лишний впрыск газа;
- усовершенствованный ЭБУ осуществляет необходимую подачу смеси в двигатель.
Помимо достоинств, у ГБО есть и свои недостатки:
- возникновение конденсата в редукторном испарителе;
- частое ТО по причине износа фильтра;
- ГБО 3 полноценно работает только на инжекторе;
- баллон занимает много места в багажнике;
- при низких температурах воздуха машина заводится только на бензине;
- меньшее количество заправок с метаном;
- медленное взаимодействие с ЭБУ, чем ГБО 3 поколения существенно отличается от ГБО 4, полностью оснащенного электроникой и соответствующего евро-стандартам.
Вывод
Несмотря на относительно простую настройку ГБО, рекомендуется ознакомиться с профессиональными инструкциями по установке системы или обратиться за помощью к специалистам. Правильный монтаж оборудование даст возможность оперативно переключаться с газа на бензин и наоборот. Стоит помнить о том, что после установки ГБО 3 машина нуждается в частных ТО.
ГБО на УАЗ Патриот: монтаж и особенности эксплуатации
Установка ГБО на ВАЗ 2106: в чём выгода и как это сделать?
Принцип работы и отличие ГБО 4 и 5 поколений
В чем заключается принцип работы ГБО 6 поколения
Эмулятор форсунок: важное дополнение ГБО 2 поколения
3.6. Электронный ограничитель грузоподъёмности ОГБ-3(3П)
Одним из самых распространенных электронных ограничителей грузоподъёмности, устанавливаемых на кранах с жесткой подвеской телескопической стрелы, является ОГБ-3 (рис. 3.9). ОГБ-3 имеет несколько модификаций, отличающихся в основном настроечными параметрами, и устанавливается на краны с телескопической стрелой
-3571, КС-3577 и его модификации, выпускаемые АО «Авто-
кран», г. Иваново [6].
Рис. 3.9. Внешний вид ограничителя грузоподъёмности ОГБ-3
Ограничитель грузоподъёмности ОГБ-3 является системой ав-
томатической защиты, устанавливается на гидравлические краны с жесткой подвеской телескопической стрелы и предназначен для формирования команды управления с целью защиты И крана от перегрузки
и опрокидывания и информирования машиниста о состоянии крана и положении его рабочего оборудования. Ограничитель ОГБ-3 при перегрузке автоматически отключает цепи питания приводов механизма подъёма груза и механизмов, продолжение работы которых направлено на снижение устойчивости крана [6].
ОГБ-3 отображает опрокидывающий момент в процентах от предельного при данном вылете с помощью стрелочного прибора. Также имеется указатель длины стрелы, представляющий собой стрелочный прибор, шкала которого оцифрована в метрах. Так же, как и на ОГБ-2, на панели ОГБ-3 расположены две лампы, сигнализирующие режимы работы прибора – работа разрешена или запрещена.
В состав ограничителя ОГБ-3 входят [6]:
• блок управления БУ – 1 ;
• датчик усилия ДУС – 2 ;
• датчик вылета (угла наклона стрелы) ДВ – 3 ;
• датчик длины стрелы ДД – 4 ;
панель сигнализации ПС – 5 .
Функциональная схема ОГБ-3 изображена на рис. 3.10.
Рис. 3.10. Функциональная схема ограничителя грузоподъёмности ОГБ-3
Блок управления устанавливается в кабине машиниста и выполняет те же функции, что в ограничителе ОГБ-2. В состав блока управления входят [6]:
тумблер включения SA 1 ;
стабилизатор напряжения СтН ;
сравнивающее устройство СУ ;
переключатель характеристик П ;
сполн тельное реле К 1;
конденсатор выдержки времени
• настроечные резисторы R 4, R 12, R 13 .
напряжении ортовой сети от 20 до 30 В постоянного
тока выдает стаб л з рованное напряжение 18 ± 1 В. Переключатель б характеристик П предназначен для выбора ха-
рактер ст ки отключения ограничителя, определяющей режим работы крана (на опорах, ез опор). В зависимости от выбранного режима переключатель подключает к датчику угла пару настроечных резисторов, позволяющ х регулировать крутизну и смещение характеристики отключения относительно А осей координат F и α .
СУ сравнивает выходные сигналы второго канала датчика вылета ДВ 2 и ДУС . Выходной сигнал сравнивающего устройства управляет состоянием реле К 1, которое коммутирует цепи питания приводов исполнительных механизмов крана Д .
Конденсатор С , включенный параллельно обмотке реле, увеличивает время срабатывания и время отпускания реле, чтобы ограничитель грузоподъёмности не реагировал на кратковременные изменения нагрузки. Настроечные резисторы служат для настройки ограничителя на стенде и для его подстройки на кране И .
Для крана с телескопической стрелой грузовая характеристика Q max = f 1( R ) преобразуется в характеристику отключения ограничителя F max = f 2(α) при измерении нагрузки по оси гидроцилиндра подъёма стрелы. В ограничителях ОГБ-3 различной модификации эта нагрузка измеряется ДУС , аналогичным ДУС ограничителя грузоподъёмности ОГБ-2. Датчик усилия работает на растяжение совместно с гидромеханическим преобразователем плунжерного типа, преобразующим давление в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра подъёма стрелы в усилие на датчике (рис. 3.11, а ). ДУС преобразует приложенное к нему усилие в напряжение постоянного тока. Основное отличие от ДУС ОГБ-2 в наличии дополнительного транзисторного усилительного каскада.
Си б в
а – общая схема расположения А ; б – датчик вылета у основания стрелы;
в – датчик длины стрелы Д на корневой секции стрелы
В ОГБ-3, как и в ОГБ-2, применяются бесконтактные трансформаторные преобразователи параметров крана, выполненные на дискрет-
ных элементах (диодах, транзисторах, резисторах) и имеющие высокую надежность [6]. И
Датчик длины стрелы ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Ролик, закрепленный на конце вращающего вал датчика поводка, прижимается к струне пружиной и перемещается по струне, натянутой на телескопической части стрелы (рис. 3.11, в ). Благодаря тому, что струна натянута по диагонали, при выдвижении телескопа происходит поворот вала датчика. Иногда вместо одного используются три ролика, между которыми проходит струна. Пружина при этом отсутствует. ДД длину стрелы преобразует в электрический сигнал.
ДД состоит из двух каналов. Первый канал ДД 1 предназначен для получения сигнала, пропорционального длине стрелы. Этот сигнал поступает на указатель длины стрелы в панели сигнализации. Второй
канал ДД 2 предназначен для получения сигнала, являющегося функцией величины допустимого усилия, воспринимаемого ДУС . Этот сигнал участвует в формировании характеристики отключения. ДД содержит вращающийся профильный экран, взаимодействующий с блоками катушек двух трансформаторных преобразователей: ДД 1 и ДД 2. Особенностью ДВ является питание преобразователя ДВ 2 напряжением с выхода ДД 2.
Датчик вылета (угла наклона стрелы α) ДВ устанавливается так,
чтобы вал датч ка находился на одной прямой с осью вращения стре-
лы (рис. 3.11, б ). Вращение стрелы при ее подъёме и опускании пере-
дается датч ку с помощью поводка. ДВ преобразует угол наклона
стрелы в электр ческ й сигнал. ДВ конструктивно выполнен одина-
тельной осо енностью являются профилированный
экран, вл яющ й на формирование сигналов ДВ 1 для измерения вы-
лета и ДВ 2 для заград тельной характеристики. Экран ДВ профили-
на выходах преобразователей электриче-
ский с гнал, соответствующий заградительной характеристике (канал
ДВ 2), с гнал для коррекции характеристики ДВ 2 на углах поворота
вала датчика более 30° (канал ДВ 1) [6].
Панель сигнализации ПС , как и блок управления, устанавливает-
ся в кабине машиниста. В состав панели сигнализации входят (см. рис. 3.10) указатель степени загрузки УСЗ, указатель длины стрелы L ,
сигнальные лампы ЛЗ и ЛК. УСЗ представляет собой миллиампер-
метр с неоцифрованной шкалой. Он указывает лишь на приближение
величины опрокидывающего момента к 100%. На УСЗ подается на-
пряжение, равное разности выходных напряжений В 2 и
U ДУС . При U ДВ 2 = U ДУС стрелка индикатора указывает на 100%. Лишь
это значение может быть указано точно, поэтому на шкале оцифрова-
на только риска 100. При этом следует иметь в виду, что под значением 100% понимается не номинальное значение опрокидывающего момента, определенное по грузовым характеристикам крана, а то значение, на которое настроен ограничитель. Указатель длины стрелы L представляет собой миллиамперметр, шкала которого отградуирована в метрах. На указатель длины стрелы подается напряжение с выхода ДД 1. Сигнальные лампы ЛЗ и ЛК управляются контактами реле БУ (см. рис. 3.10). Если ограничитель выдает команду, разрешающую работу крана, горит зеленая лампа ЛЗ, красная лампа ЛК при этом погашена. При срабатывании ограничителя, когда выдается команда на отключение исполнительных механизмов крана, зеленая лампа ЛЗ гаснет, загорается красная ЛК [6] .
Работа ограничителя основана на сравнении выходного сигнала датчика усилия с предельно допустимой величиной, задаваемой датчиком вылета, контролирующим вылет в зависимости от изменения
длины стрелы и угла её наклона. Сигналы с ДВ 2 и ДУС поступают на входы У , расположенного в БУ . При этом величина сигнала на выходе ДВ 2 может меняться переменными сопротивлениями R 4 и R 12 БУ . Напряжение на выходе ДУС U ДУС пропорционально моменту оп-
С тойчивости. Если U ДУС > U ДВ 2 , то СУ обесточивает обмотку исполнительного реле, контакты которого выключают Лз , включают Лк и размыкают цепь п тан я электрогидрораспределителя гидросистемы подъёма стрелы, запрещая дальнейшее перемещение стрелы в сторо-
рокидыван я крана, напряжение на выходе ДВ 2 U ДВ 2 – моменту ус-
шаяпитанияработу крана [6].
ну увел чен я момента опрокидывания крана. Если U ДУС ДВ 2 , то подается напряжен е на о мотку исполнительного реле, контакты ко-
из мод ф кац б й ОГБ-3 и выпускался Кишиневским заводом «Электроточприбор» ПО «Интроскоп» специально для установки на автокраны КС-3575А (г. Дрого ыч, Украина) на шасси ЗиЛ-133 ГЯ. Датчики длины, усилия и вылета прибора ОГБ-3П в целом аналогичны датчикам ОГБ-3 [6].
торого замыкают цепь электрогидрораспределителя, разре-
Огран ч тель грузоподъёмности ОГБ-3П-3575А является одной
Главное отличие прибора ОГБ-3П от ОГБ-3 – это наличие в ре-
лейном блоке плат корректоров. Корректоры служат для повышения
точности задания допустимой грузоподъёмности крана в области
больших углов наклона стрелы. Изменения были призваны более
полно реализовать грузовые характеристики крана, однако это приве-
ло к усложнению и удорожанию прибора.
Рассмотренные электронные ограничители грузоподъёмности имеют общие недостатки: ограниченность количества защитных характеристик; ограниченное количество контролируемых параметров грузоподъёмной машины; низкую вычислительную точность при обработке информационных сигналов; малоинформативную индикацию основных параметров грузоподъёмной машины; плохую совместимость с другими приборами и системами безопасности грузоподъёмных машин. В связи с этим, а также возросшими требованиями к безопасности работ, проводимых с помощью грузоподъёмных машин, на сегодняшний день данный вид приборов защиты не выпускается и практически не используется на современных машинах.