Двухпроводная схема управления стрелкой
Вследствие минимального числа проводов, прокладываемых между постом ЭЦ и стрелочным электроприводом, двухпроводная схема управления стрелкой получила широкое распространение в системах ЭЦ с центральным питанием. Она имеет совмещенный канал контрольной и рабочей цепей, в котором используется временное и частотное разделение трактов передачи энергии. Центральное питание рабочей цепи (РП, РМ) осуществляется постоянным напряжением 220 В, которое подается со стрелочной панели электропитающей установки. Контрольная цепь питается переменным напряжением 220 В (ПХКС, ОХКС), снимаемым с распределительной панели.
Напольное технологическое оборудование включает стрелочный привод СП-6 (СП-6М, СП-6К, СП-7К) с электродвигателем постоянного тока МСП-0,15 и трансформаторный ящик ТЯ, в котором размещаются поляризованное реверсирующее реле Р типа ППР3-5000 и диодно-резисторный блок БДР. Местное реверсирование электродвигателя позволяет сократить до двух число линейных проводов между постом ЭЦ и напольным ТЯ (рис. 11).
Постовая часть схемы управления стрелкой конструктивно оформлена в виде закрытого релейного блока «ПС-220», в котором размещается два одинаковых комплекта пусковой аппаратуры и контрольных приборов. Каждый комплект содержит нейтральное пусковое стрелочное реле 1НПС (2НПС) типа НМП-0,2/220, поляризованное пусковое стрелочное реле 1ППС (2ППС) типа ПМП-150/150, общее контрольное реле 1ОК (2ОК) комбинированного типа КМ-3000 и стрелочный контрольный трансформатор 1СКТ-1 (2СКТ-1). Наличие в каждом комплекте индивидуального СКТ исключает взаимное влияние контрольных цепей различных стрелок.
Конденсатор емкостью 10,0 мкФ исключает короткое замыкание постоянной составляющей выпрямленного тока контрольной цепи черезнизкоомную обмотку трансформатора КТ, сглаживает пульсации и устраняет вибрацию якоря реле ОК. Резистор 1000 Ом ограничивает ток в обмотках трансформатора СКТ и защищает реле ОК от ложных срабатываний при переходных процессах, возникающих в случаях перемежающегося короткого замыкания линейных проводов схемы управления стрелкой, находящейся в среднем положении.
В исходном состоянии схемы общее контрольное реле ОК тыловыми контактами реле НПС подключено к линейным проводам Л1, Л2 и контрольным контактам 31-32 и 33-34 автопереключателя. В образованную таким образом контрольную цепь с вторичной обмотки контрольного трансформатора СКТ подается переменное напряжение 165 В (рис. 12).
Рис. 11. Двухпроводная схема управления одиночной стрелкой
Рис. 12. Контрольная цепь схемы управления стрелкой
Реле ОК, имея высокую индуктивность, от переменного тока не срабатывает. Однако контрольными контактами автопереключателя параллельно обмотке реле ОК подключается диодно-резисторный блок БДР. Благодаря этому в один полупериод переменного напряжения ток контрольной цепи замыкается через выпрямительный элемент, а в другой – через обмотку реле ОК. Полярность постоянной составляющей тока в обмотке реле ОК определяется направлением включения выпрямителя блока БДР, который коммутируется контактами автопереключателя в зависимости от положения стрелки.
Резистор R сопротивлением 1300 Ом, включенный в блоке БДР последовательно с диодом, предотвращает пробой выпрямителя, когда напряжение 220 В источника питания рабочей цепи прикладывается не только к обмотке реверсирующего реле Р, но и кратковременно к включенному параллельно ей блоку БДР. Кроме того, резистор R исключает длительную блокировку реле НПС по токовой обмотке через выпрямительный элемент в том случае, если по каким-либо причинам не сработает реле Р (например, из-за примерзания якоря). Этот резистор обеспечивает снижение тока в обмотке 1–3 реле НПС до 0,2 А, вследствие чего оно отпускает свой якорь.
Контакты поляризованного якоря реле ОК использовать в ответственных схемах небезопасно, так как конструкцией реле не гарантируется перебрасывания его поляризованного якоря при некоторых повреждениях, например, при механическом заклинивании якоря. Поскольку это может привести к ложному контролю положения стрелки, то в целях схемной защиты от опасного отказа предусмотрены плюсовое ПК и минусовое МК контрольные реле в исполнительном стрелочном блоке «С». Притяжение якоря одного из этих реле возможно только при соответствии состояния поляризованных якорей реле ОК и ППС фактическому положению стрелки и команде на перевод. Отказы одновременно двух реле ОК и ППС маловероятны.
На работу контрольной цепи существенное влияние оказывает емкость между жилами кабеля. Емкостное сопротивление кабельной линии шунтирует выпрямитель БДР, снижая величину постоянной составляющей выпрямленного тока в обмотке реле ОК. С увеличением емкости между жилами кабеля форма контрольного тока все больше приближается к синусоидальной. Так как жилы стрелочного кабеля дублируются в зависимости от его длины, то емкость кабельной линии может возрасти настолько, что нормальная работа контрольной цепи нарушится.
Команда на перевод стрелки в системе маршрутно-релейной централизации поступает в результате нажатия маршрутных кнопок или поворота в соответствующее положение рукоятки стрелочного коммутатора. В первом случае полюс питания ТП подается на обмотку реле НПС контактами стрелочных управляющих реле ПУ или МУ блока «НСО» (или «НСС»), а во втором – контактами трехпозиционного стрелочного коммутатора (рис. 13).
Рис. 13. Управляющая (пусковая) цепь схемы управления стрелкой
Притягивая якорь с проверкой свободности стрелочной секции от подвижного состава (контакт реле СП) и незамкнутости ее в маршруте (контакт реле З), реле НПС отключает реле ОК от линейных проводов и подает питание в одну из обмоток реле ППС с полярностью, необходимой для перебрасывания якоря. Реле ОК отпускает нейтральный якорь и выключает контрольное реле ПК или МК в блоке «С». Контактами реле ППС обрывается цепь первоначального возбуждения реле НПС, а от источника рабочего тока в линейные провода Л1 и Л2 подается напряжение с полярностью, обратной предыдущему переводу (рис. 14).
Рис. 14. Рабочая цепь схемы управления стрелкой
В путевом трансформаторном ящике, устанавливаемом рядом с электроприводом, срабатывает реверсирующее реле Р, которое, перебрасывая поляризованный якорь, подключает через рабочие контакты 11–12 автопереключателя напряжение источника питания к соответствующей обмотке возбуждения электродвигателя. На время перебрасывания якорей реле ППС и Р и до момента включения электродвигателя реле НПС удерживает якорь притянутым за счет замедления, создаваемого конденсатором С. Диод в пусковой цепи препятствует разряду конденсатора на обмотку реле ППС.
После включения электродвигателя подвижными контактами автопереключателя размыкаются контрольные контакты 31-32, 33-34 и замыкаются рабочие контакты 41-42, а затем начинается движение остряков. На все время их перевода реле НПС удерживает якорь притянутым за счет рабочего тока, протекающего по его низкоомной обмотке 1-3.
По окончании перевода цепь питания двигателя обрывается в результате размыкания рабочих контактов 11-12 автопереключателя. Вследствие этого, к источнику питания оказываются последовательно включенными высокоомная обмотка реле Р и низкоомная обмотка 1-3 реле НПС. Ток в обмотке 1-3 реле НПС и всей цепи резко снижается до величины 0,013–0,014 А. Реле НПС отпускает якорь и тыловыми контактами подключает к линейным проводам реле ОК, восстанавливая контрольную цепь. При этом контрольными контактами 21-22 и 23-24 автопереключателя параллельно обмотке реле ОК выпрямитель БДР включается в обратном направлении. Тем самым обеспечивается контроль минусового положения стрелки.
В процесс перевода из-за слабого врубания подвижных контактов автопереключателя в неподвижные, неплотного прилегания угольных щеток к пластинам коллектора в электродвигателе, ослабления клемм в путевых ящиках и муфтах или на стативах может нарушиться рабочая цепь, и стрелка остановится в среднем положении. В результате обесточивается реле НПС, и к линейным проводам подключается общее контрольное реле ОК. Переменное напряжение стрелочного контрольного трансформатора СКТ будет прикладываться не только к обмотке реле ОК, но и к образовавшемуся межконтактному зазору.
Опыт эксплуатации показал, что такого рода переходные процессы особенно опасны при возникновении искрения между щеткой и пластинами коллектора электродвигателя, когда создается устойчивый выпрямительный эффект, что может привести к срабатыванию общего контрольного реле ОК. С учетом этого обстоятельства в контрольной цепи применено реле КМ-3000, имеющее повышенные ток и мощность срабатывания. Кроме того, параметры элементов контрольной цепи рассчитаны так, что ток, возникающий в результате выпрямительного эффекта электрической дуги, оказывается недостаточным для притяжения нейтрального якоря контрольного реле ОК. Наряду с этим, в стрелочном приводе могут устанавливаться конденсаторы емкостью по 4 мкФ, которые шунтируют обмотки электродвигателя, снижая вероятность ложного контроля. Однако подключение конденсаторов является пассивной мерой защиты, поскольку обрыв конденсаторов схемой не контролируется, и может быть обнаружен только при техническом обслуживании.
Спаренные стрелки управляются одним комплектом блока «ПС-220» и переводятся последовательно. Первой всегда переводится стрелка, к которой подводится кабель с поста ЭЦ. Вторая стрелка начинает перевод только с контролем крайнего положения первой (рис. 15).
Для каждой стрелки съезда предусматривается стрелочный блок «С», и контрольное реле ПК или МК блока «С» дальней стрелки включаются из пускового стрелочного блока. Через контакты этих реле в блок «С» ближней стрелки подается питание на аналогичные контрольные реле ПК и МК, которые включают сигнальные лампы (или светодиоды) стрелочного коммутатора.
Нормально при маршрутном управлении эти лампы не горят, и для определения положения стрелки на пульте нажимается групповая кнопка «Контроль стрелок». На контакты 13 и 33 стрелочного коммутатора подается полюс питания КМС, и в зависимости от состояния контрольных реле ПК и МК загорается зеленая или желтая сигнальная лампа.
Рис. 15. Двухпроводная схема управления спаренными стрелками
Лампы включаются также при повороте рукоятки стрелочного коммутатора влево или вправо в режиме индивидуального управления стрелками. При этом лампы загораются только в том случае, если положение рукоятки соответствует положению стрелки. Красная лампа зажигается кратковременно при переводах стрелки и при любом другом выводе ее из крайнего положения, например, при взрезе.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 114 | Нарушение авторских прав
Схемы управления стрелками
Схемы управления стрелками в релейной централизации являются ответственными частями и не должны давать опасного отказа. Поэтому они имеют такое построение, при котором любое повреждение схемы исключает перевод стрелки и получение ложного ее
Выполняя требования по безопасности движения, схемы управления стрелками должны обеспечивать: перевод стрелки из одного положения в другое; правильный контроль положения стрелки; завершение перевода стрелки (доведение стрелочных остряков до
крайнего положения), если во время перевода на стрелочную секцию вступила подвижная единица; невозможность перевода стрелки под подвижным составом и самопроизвольного перевода стрелки; возможность перевода стрелки только при свободном стрелочном участке; невозможность перевода стрелки, замкнутой в установленном маршруте.
Перевод стрелки осуществляет только ДСП кратковременным нажатием плюсовой или минусовой кнопки. После полного перевода стрелки выключение электродвигателя стрелочного привода происходит автоматически. В случае недохода остряка стрелки до крайнего положения или по каким-либо причинам полный перевод стрелки не требуется, при этом обеспечивается возможность: вернуть стрелку в исходное положение нажатием стрелочной кнопки исходного положения; в случае необходимости попеременным нажатием плюсовой и минусовой кнопок осуществлять попеременный перевод стрелки, не доводя ее до конечных положений.
Схемы управления обеспечивают перевод стрелки двумя способами: централизованным (с аппарата управления в помещении ДСП) и местным (из путевой коробки или с маневровой колонки). При ц е н т р а л и з о в а н н о м у п р а в л е н и и с т р е л к о й схема состоит из трех цепей: управляющей, рабочей и контрольной.
Управляющая цепьпредназначена для включения с пульта управления пусковых приборов стрелочного электропривода с проверкой условий, обеспечивающих безопасность движения: свободность стрелочного участка, в который входит переводимая стрелка, отсутствие замыкания стрелки во враждебном маршруте и отсутствие передачи стрелки на местное управление. Рабочая цепьпредназначена для подключения двигателя стрелочного электропривода к источнику питания для перевода стрелки из одного положения в другое. Контрольная цепьслужит для непрерывного контроля плюсового, минусового и промежуточного положений стрелочного привода (стрелки).
На промежуточных станциях при отсутствии маршрутизированных маневровых передвижений предусматривается м е с т н о е у п р а в л е н и е с т р е л к а м и . Оно осуществляется из путевых коробок, установленных у каждого электропривода. Цепи местного управления переключают специальным ключом местного управления, который хранится в щитке местного управления, установленном на мачте одного из выходных светофоров. При этом передача стрелок на местное управление возможна при выполнении условий по безопасности движения: отсутствие установки враждебных маршрутов, установка охранных стрелок в положение, охраняющее район местного управления.
На участковых станциях с маршрутизированными маневровыми передвижениями предусматривают местное управление стрелками при помощи с т р е л о ч н ы х к о м м у т а т о р о в с маневровой колонки, которая устанавливается в районе стрелочной горловины. Передача стрелок на местное управление возможна при выполнении условий по безопасности движения: отсутствие заданных в данном районе маршрутизированных передвижений и враждебных маршрутов; установка охранных стрелок в положение, охраняющее район местного управления; установка в плюсовое положение стрелки (стрелок), передаваемой на местное управление. При местном управлении перевод стрелки осуществляется без контроля свободности стрелочного участка, что позволяет сократить
перепробеги и маневровые передвижения, но требует от руководителя маневров особой бдительности при каждом переводе стрелки.
В устройствах электрической централизации применяют двухпроводную схему управления электродвигателем постоянного тока и пятипроводную схему управления электродвигателем переменного тока. В пусковой цепи схемы управления стрелкой (рис. 6.7) имеется контакт вспомогательной кнопки ВК, с помощью которой обеспечивается перевод стрелки при ложной занятости изолированного стрелочного участка. Кнопка ВК пломбируется. При пользовании кнопкой ВК ДСП делает запись в Журнале осмотра и срывает пломбу с этой кнопки. Перед каждым переводом такой стрелки ДСП обязан убедиться, что данная стрелка свободна от подвижного состава.
Рис. 6.7Упрощенная двухпроводная схема управления стрелкой
Местное управление стрелкой при двухпроводной схеме осуществляется с помощью маневровой колонки. На пульте-табло для каждой маневровой колонки устанавливается шильдик с изображением колонки, который имеет двухпозиционную кнопку с красной лампочкой для включения звукового сигнала. Для передачи стрелки на местное управление на пульте имеется кнопка разрешения маневров РМК и красная контрольная лампочка РМЛ.
На панели управления и контроля маневровой колонки устанавливаются стрелочные коммутаторы, с помощью которых осуществляется местное управление стрелками. Эти коммутаторы располагаются по плану путевого развития стрелочной горловины. Один стрелочный коммутатор РВ предназначен для фиксации им восприятия маневров. На панели маневровой колонки имеются контрольные лампочки положения стрелок ПК и МК, разрешения РМ и восприятия ВМ маневров. Маневровая колонка имеет прямую телефонную связь с дежурным по станции, а для вызова руководителя маневров установлен звуковой сигнал.
Для передачи стрелки на местное управление в схеме используются реле РМ, при возбуждении которого проверяются условия безопасности производства маневров в данном районе, реле Д (децентрализирующее), реле РВ, реле СМУ (стрелочное местного
Для передачи стрелки на местное управление ДСП нажимает кнопку РМК. При выполнении условий безопасности маневров в данном районе возбуждается реле РМ, которое включает лампочку РМЛ на пульте управления, загорающуюся мигающим красным светом и указывающую на начало передачи стрелки на местное управление. Восприятие маневров осуществляется поворотом рукоятки РВ на панели маневровой колонки. Нормально рукоятка РВ на маневровой колонке должна находиться в положении «Разрешение», как показано на рис. 6.7. При этом реле РВ возбуждено током
Через фронтовой контакт реле РМ и поляризованный контакт реле РВ на панели маневровой колонки загораются мигающим светом красная лампочка РМ и зеленая лампочка ПК плюсового положения стрелки, передаваемой на местное управление. Все стрелочные рукоятки на маневровой колонке должны находиться в соответствии с фактическим положением стрелок. С возбуждением реле РМ возбуждается реле СМУ.
Руководитель маневров поворачивает на маневровой колонке рукоятку РВ в положение «Восприятие», меняя полярность питания на реле РВ. Переключая поляризованный якорь, реле РВ на панели маневровой колонки выключает мигающую красную лампочку РМ и включает мигающую белую лампочку ВМ. После этого возбуждается реле Д с контролем соответствия положения стрелочных рукояток на маневровой колонке положению стрелок. С этого момента питание лампочки ВМ на маневровой колонке переключается на непрерывный режим горения, сигнализируя руководителю маневров о возможности управления стрелкой с маневровой колонки, а на пульте управления ДСП на непрерывный режим горения переключается красная лампочка РМЛ, что указывает дежурному по станции на окончание передачи стрелки на местное управление. С помощью контактов реле РМ, Д и СМУ пусковая цепь схемы управления стрелкой переключается на управление от стрелочной рукоятки маневровой колонки.
Руководитель маневров контролирует положение стрелок по показанию контрольных лампочек ПК и МК на панели маневровой колонки, которые включены непосредственно через контакты автопереключателя АП стрелки. По окончании маневров рукоятка РВ на маневровой колонке возвращается в положение «Разрешение», а ДСП на пульте вытягивает кнопку РМК. Индикация местного управления на пульте и на панели маневровой колонки гаснет, что указывает на окончание передачи стрелки на централизованное управление.