Схема подключения электронного зажигания на зил 131

Схема подключения электронного зажигания на зил 131

Система зажигания автомобиля ЗИЛ-131Н — часть 1

На двигателе установлена экранированная, бесконтактно-транзисторная система батарейного зажигания. Система состоит из катушки, датчика-распределителя, транзисторного коммутатора, свечей и проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а также выключателя зажигания и добавочного резистора, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя. Схема выключения приборов системы зажигания показана на рис. 81.

1. Нельзя оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе на время более 20 мин.

2. Нельзя замыкать накоротко добавочный резистор при пуске и работе двигателя.

3. Запрещается работа распределителя с отсоединенными вентиляционными шлангами.

4. Запрещается работа системы зажигания с неэкранированным высоковольтным проводом катушки зажигания.

5. Следует поддерживать нормальный зазор в свечах зажигания.

6. Необходимо следить за правильностью включения аккумуляторной батареи; минус аккумуляторной батареи должен быть соединен с массой автомобиля.

7. Запрещается эксплуатировать систему зажигания с не полностью вставленными высоковольтными проводами в гнезда крышки датчика-распределителя и катушки зажигания.

8. Запрещается использовать для пуска двигателя посторонние источники тока.

9. Запрещается соединять приборы системы зажигания по схеме, отличающейся от указанной в руководстве по эксплуатации.

10. Не рекомендуется работа системы зажигания с завышенным напряжением до устранения неисправности.

И. Не рекомендуется снимать экранировку высоковольтных проводов, а также следует оберегать экранировку от повреждений.

12. Не следует без особой необходимости демонтировать и вскрывать приборы системы зажигания.

Датчик-распределитель (рис. 82) — герметичный, экранированный, с центробежным регулятором опережения

зажигания. Бесконтактный датчик-распределитель предназначен для управления работой коммутатора и распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя.

Для плавной регулировки угла опережения зажигания в зависимости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом к корпусу датчика-распределителя, а вторая—двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса распределителя.

Рис. 81. Схема включения приборов системы зажигания:
1 — фильтр; 2 — добавочный резистор; 3 — катушка зажигания; 4 — аварийный вибратор; 5 — датчик-распределитель; 6 — конденсаторный фильтр; 7 — выключатель зажигания; 8 — транзисторный коммутатор; 9 — стартер; 10 — свеча зажигания

Рис. 82. Датчик-распределитель;
1 — гайка октан-корректора; 2 — масленка; 3 — валик распределителя с автоматом и ротором; 4 — экранированный вывод низкого напряжения; б —. контактный уголек; 6 — пружина контактного уголька; 7 — вывод высоковольтного провода к катушке зажигания; 8 — крышка экрана; 9 — экран; 10 — крышка распределителя; 11 — бегунок; 12 — сальник; 13 — обмотка; 14 — ротор; 15 — статор; 16 корпус распределителя; 17 — метка установки зажигания; 18 — регулировочная гайка

Во избежание порчи высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних металлических деталей

под влиянием озона, образующегося в результате искрения при работе распределителя, внутренняя полость его принудительно вентилируется. Для этого в корпусе распределителя предусмотрены два отверстия с конической резьбой для подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Вентиляция распределителя осуществляется воздухом, очищенным воздушным фильтром.

Штепсельные разъемы выводов низкого напряжения рассчитаны на провода марки ПГВА сечением 1,5 мма с экранирующей оплеткой.

При сборке штепсельного разъема жилу провода ПГВА надо зачистить на длине 9 мм, собрать с деталями провода в контактную втулку, развести концы жилы и припаять их припоем ПОС-46 к контактной втулке без применения кислоты и без сильного нагревания во избежание порчи изоляционной втулки и изоляции провода. Пайка должна выступать над торцом контактной втулки не более чем на 0,5 мм и обеспечивать герметичность запаиваемого отверстия контактной втулки.

При заправке концов экрана нельзя допускать его чрезмерного натяжения. Для закрепления экранирующую оплетку провода надо поместить между шайбами разъема, а имеющиеся на одной из шайб лапки отогнуть на другую шайбу. ,

Вам понравится:  Рассчитать параллельное соединение разных резисторов

Установку провода высокого напряжения следует проводить в таком порядке.

1. Измерить длину провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода. Эта длина должна составлять 70 . 75 мм.

2. Убедиться в отсутствии дефектов наконечника и надежном его соединении с проводом.

3. Проверить наличие двух уплотнительных резиновых колец на проводе, вставить провод,до упора в гнездо крышки катушки зажигания, завернуть штуцер и накидную гайку экранирующего шланга. Если длина провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода, окажется менее 70 мм, следует заново установить провод. Для этого необходимо:

снять крышку экрана распределителя, вынуть провод из центрального гнезда крышки распределителя и, отвернув гайку штуцера шланга, вытащить провод из экрана распределителя;

повернуть уплотнительные резиновые кольца на проводе, осторожно перетянуть провод в экранирующем шланге в сторону вывода к катушке зажигания и установить первое от наконечника провода резиновое кольцо на расстоянии 50 мм;

вставить провод в гнездо катушки зажигания. Провод должен входить в гнездо до упора; наконечник должён защелкиваться в проточке высоковольтного вывода ка-хушки. Придерживая провод рукой, вставить штуцер и завернуть. Затем передвинуть второе уплотнительное кольцо и завернуть накидную гдйку экранирующего шланта;

передвинуть уплотнительные кольца и штуцер к накидной гайке экранирующего шланга у высоковольтного вывода распределителя и вставить провод в центральное гнездо крышки распределителя до упора;

придерживая провод рукой, вставить штуцер и завернуть. Передвинув второе кольцо, завернуть накидную гайку экранирующего шланга;

затянуть штуцеры и накидные гайки на катушке зажигания и распределителе;

установить и закрепить крышку экрана распределителя.

По окончании монтажа всех проводов и вентиляционной системы следует проверить и обеспечить завертывание до упора всех гаек низковольтных выводов и вентиляционных штуцеров, а также болтовых соединений распределителя.

При завертывании стяжных болтов, которые крепят крышку экрана и экран, не допускать их чрезмерного перетягивания, так как герметичность стыков крышки с экраном и экрана с корпусом надежно обеспечивается наличием резиновых уплотнительных колец при соприкосновении торцовых металлических поверхностей в местах уплотнения; перетягивание болтов герметичность не улучшит, а неизбежно приведет к срыву резьбы или отрыву головки болта. При ввертывании низковольтных разъемов также не следует допускать их чрезмерной затяжки; герметичность обеспечивается уплотнительными кольцами при завинчивании гаек до упора.

Устанавливая штепсельные разъемы, необходимо следить за правильностью соединений выводов коммутатора и катушки зажигания в соответствии с маркировкой. Монтаж проводят при выключенном зажигании. Завертывая гайки низковольтных разъемов, следует придержать экранирующую оплетку, не допуская ее перекручивания.

Катушка зажигания — герметичная, экранированная, имеет два вывода низкого напряжения, из которых вывод В К подсоединяется к одному из двух зажимов В К12 коммутатора, второй вывод Р — к зажиму КЗ коммутатора (см. рис. 81). Катушка зажигания Б118 предназначена для работы только с транзисторным коммутатором ТК200-01 (ТК200). Применение катушек других типов недопустимо.

Катушку зажигания нужно оберегать от механических повреждений.

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Аварийный вибратор включается в работу только в аварийном режиме при неисправном коммутаторе. Для этого следует присоединить провод от разъема КЗ коммутатора к разъему вибратора, а заглушку с разъема вибратора поставить на разъем КЗ коммутатора.

Свечи зажигания — экранированные, герметичные, имеют резьбу М14х1,25 на ввертной части корпуса и резьбу М18х1 в верхней части экрана (под накидную гайку шланга). Зазор между электродами свечи должен быть равен 0,5 . 0,65 мм.

В комплект свечи входят уплотнительная резиновая втулка, герметизирующая ввод в свечу, керамическая изоляционная втулка экрана и керамический вкладыш с встроенным в него демпфирующим резистором 1 . 7 кОм. Этот резистор предназначен для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Контакт провода с электродом вкладыша осуществлен при помощи контактного устройства КУ-20А1. На конец провода высокого напряжения, выходящий из экранирующего шланга, надевают резиновую уплотнительную втулку свечи и затем провод вводят в контактное устройство. Жилу провода, оголенную на длине 8 мм, вставляют в отверстие втулки, развальцованной в донышке керамического стакана контактного устройства, и распушают так, чтобы контактное устройство было зажато на проводе.

Вам понравится:  Тв антенна hqclear tv что это такое

Источник

Бесконтактная система зажигания ЗИЛ-131

Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях

Схема системы зажигания показана на рис. 1.

Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей СН-307В проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, выключателя зажигания ВКЗ50 и добавочного резистора СЭЗ26, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.

Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.

Катушка зажигания Б118 (рис. 2) экранированная, герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.

Добавочный резистор (рис 3 ) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах.

Нихромовая спираль 3 смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.

Концы спирали соединены с выводными клеммами 1, укрепленными на изоляционных втулках 2, установленных в металлическом дне корпуса.

При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора)

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающей среды не выше 70˚ С и не ниже минус 60° С.

В условиях эксплуатации он не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется.

Для проверки работоспособности коммутатора на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)

Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменяя частоту вращения датчика-распределителя от 20 до 1600 мин -1 , можно наблюдать устойчивое искрообразование на разрядниках.

При использовании генератора вместо датчика на генераторе устанавливается выходное напряжение синусоидальной формы амплитудой 2 — 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разряднике, подключенном непосредственно к катушке зажигания.

Отсутствие искрообразования указывает на неисправность коммутатора, который необходимо заменить.

Срабатывание защиты коммутатора от аварийного повышения напряжения питания происходит при частоте вращения валика датчика-распределителя 1000 мин -1 или частоте сигнала генератора 135 Гц путем плавного повышения напряжения питания до полного прекращения искрообразования, но не более 23 В.

При проверке работоспособности приборов бесконтактной системы зажигания на автомобиле, необходимо снять крышку экрана датчика-распределителя, вытащить из центрального гнезда крышки распределителя высоковольтный провод; установив зазор между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана распределителя 4 — 6 мм, включить зажигание, и повернуть коленчатый вал стартером или рукояткой с частотой вращения не менее 40 мин -1 .

Наличие искрового разряда в зазоре указывает на исправность системы зажигания в целом.

При отсутствии искры в зазоре надо отсоединить от датчика низковольтный разъем, идущий на вход «Д» коммутатора, и прикоснуться вилкой разъема к любой точке в бортовой сети автомобиля, находящейся под напряжением 12 В (вывода добавочного резистора, вывода «+» аккумуляторной батареи).

Наличие искры в зазоре между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана указывает на неисправность датчика-распределителя, а отсутствие искры — на неисправность других приборов.

Датчик-распределитель (см рис. 4) экранированный, работает совместно с катушкой зажигания Б118, предназначен для управления работой коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой последовательности, для автоматического регулирования опережения момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для установки начального момента зажигания.

Снятие датчика-распределителя с двигателя

Снять датчик-распределитель с двигателя можно двумя способами:

  • — отсоединить крепление кронштейнов свечных проводов, отвернув эти провода от свечей, отсоединить провода низковольтного и высоковольтного выводов на датчике-распределителе и, отвернув два болта крепления датчика-распределителя к блоку, снять его с двигателя вместе со свечными проводами и их кронштейнами,
  • — отвернуть низковольтный и высоковольтный провода от клемм датчика- распределителя, отвернуть болты (см. рис 4) и снять крышку 8 экрана.
Вам понравится:  Терморегулятор там 145 схема подключения

Затем вынуть свечные провод датчика-распределителя и, отвернуть болт 20 крепления регулировочных пластин, снять датчик-распределитель с двигателя.

Надо соблюдать осторожность, чтобы не уронить болт 20 и шайбы в двигатель.

Разборка датчика-распределителя зажигания

Для разборки датчика-распределителя зажигания надо закрепить его в тисках за корпус 16 и, отвернув болт крепления экрана 9 к корпусу, его, предохраняя резиновые уплотнительные кольца от выпадения или повреждения.

Снять крышку 10 и бегунок 11, отвернуть два винта 15 и вынуть статор в сборе с помощью бородка или отвернуть.

С помощью бородка выбить штифт 23 из валика 3, снять втулку 24 в сборе с шайбой и вынуть валик 3 в сборе с центробежным регулятором и ротором 14.

После этого из корпуса 16 вынуть опорный подшипник 25 с пластиной.

Для снятия ротора 14 с валика, надо вынуть фильц 28 и отвернуть винт 27.

Пружина 26 регулятора легко снимается со стоек с помощью плоскогубцев или отвертки.

Проверка деталей датчика-распределителя

После разборки все детали датчика-распределителя необходимо промыть керосином или бензином и насухо протереть салфеткой.

После этого их надо тщательно осмотреть.

На крышке 10 распределителя не допускается наличие трещин, сколов, прогаров высоковольтных выводов и других дефектов.

Надо проверить свободу перемещения уголька в гнезде, крышки и заменить его при сильном износе.

Затем необходимо проверить люфт валика 3 в корпусе 16 и, при его наличии, выпрессовать две втулки 29, заменив их. При наличии дефектов пружин 26 их необходимо также заменить.

Для проверки работоспособности ротора 14 к клемме обмотки и к пластине низковольтного вывода надо подсоединить тестер или контрольную лампу с батареей и определить отсутствие обрыва обмотки.

При наличии обрыва обмотки ротор надо заменить.

Сборка датчика распределителя

Перед началом сборки смазать поверхность валика 3 моторным маслом, установить на него ротор 14 и закрепить винтом 27.

Затем капнуть на винт 27 2—3 капли моторного масла и поставить в отверстие ротора фильц 28.

Установить, в случае если они снимались, пружины 26 на стойки пластик.

далее в корпус 16 установить опорный подшипник 25, смазав его и устанавливаемую на него сверху опорную шайбу, смазкой Литол-24.

Затем вставить валик 3 в сборе с ротором в корпус 16, надеть на нижний его конец шайбу и втулку 24 и установить в отверстие на валике штифт 23, раскрепив его с помощью керна.

Установить в корпус 16 статор 13, расположив его клеммами с проводами вверх.

При этом пластину низковольтного вывода, протерев ее спиртом, расположить напротив клеммы 4 корпуса 16. Закрепить статор двумя винтами 15.

Установить на валик бегунок 11 и закрыть распределитель крышкой 10, совместив пазы в крышке и корпусе 16.

Проверив наличие резиновых уплотнительных колец в корпусе 16, установить на корпус экран 9 и закрепить его болтами 19. После этого надо заполнить масленку 2 смазкой Литол-24.

При сборке клеммы 4 надо, чтобы провод 7 был припаян к контакту 9, а экранирующая оплетка 1 хорошо заправлена и зажата шайбами 4 и 5.

Для проверки работоспособности датчика-распределителя его необходимо установить на испытательный стенд и проверить.

  • — характеристики центробежного автомата;
  • — максимальное напряжение на низковольтном входе, которое должно быть 45 В при частоте вращения валика 1600 мин -1 .

Датчик-распределитель должен обеспечивать амплитудное значение выходного напряжения, имеющего форму, близкую к синусоидальной, не менее 1,4 В на эквиваленте нагрузки 3,9 кОм при частоте вращения валика 20 мин -1 .

Установка датчика-распределителя зажигания на двигатель

Установку датчика распределителя зажигания на двигатель проводят в порядке, обратном его демонтажу.

Метка шкива коленчатого вала должна совпадать с риской 9 на указателе установки момента зажигания.

Источник

Поделиться с друзьями
Радиолюбительские схемы
Adblock
detector