Сеточный резистор входной лампы

Сеточный резистор входной лампы


и не только.

Зачем нужен резистор в цепи сетки лампы?

(С) перевел Игорь Шаев 2002

Ecли вы посмотрите на схему типичного гитарного усилителя, то заметите, что перед сеткой первой лампы последовательно с ней включен резистор номиналом в 68 КОм, или что-то около того. Также, скорее всего, вы найдете резистор в цепи выходной лампы. Чаще всего он имеет номинал 1.5 КОм, или 5.6 КОм.
В предусилителях с высоким коэффициентом усиления нередко можно встретить резистор номиналом 470 КОм, или, даже больше, включенный последовательно с сеткой лампы предусилителя. А в некоторых предусилителях нет таких резисторов вообще. Бывает, кто-нибудь советует удалить резистор перед сеткой лампы для того, чтобы повысить коэффициент усиления.
Так зачем вообще нужен этот резистор и стоит ли его удалять? Читаем дальше.

Чаще всего данные резисторы ставятся в цепь управляющей сетки не для того, чтобы ослаблять сигнал. Вместе со входной емкостью лампы (она может достигать 100 пФ, в зависимости от типа лампы) такой резистор образует фильтр низкой частоты с достаточно высокой частотой среза.
В нормальном режиме работы сетка лампы имеет отрицательный потенциал относительно катода. Поэтому, ток не течет через сетку и она является элементом, обладающим очень высоким входным сопротивлением. Это означает, что она практически не ослабляет входной сигнал в диапазоне средних частот потому, что делитель напряжения, образованный сеткой и резистором в ее цепи имеет очень низкий коэффициент деления.
Ослабление средних частот на столько мало, что им можно попросту пренебречь. Поэтому, удаление из схемы данного резистора не повлечет за собою усиления сигнала в диапазоне средних частот. Таким образом делитель ослабляет сигнал только очень высокой частоты.

Подведем итог: резистор в цепи сетки выполняет такую роль:

1) Помогает предотвратить возникновение паразитических колебаний высокой частоты в самой лампе;
2) Предотвращает проникновение радио частот на сетку лампы, где они могут быть продетектированы, и станут слышны;
3) Ограничивает ток через сетку, когда ее потенциал становиться положительным, предотвращая искажения сигнала.

Чтобы избежать появления паразитических колебаний на сетке лампы, целесообразно резистор припаивать прямо к контакту на гнезде лампы, или постараться, чтобы расстояние между резистором и контактом сетки было как можно короче.

Чаще всего сопротивление резистора варьируется в диапазоне 1.5 КОм — 470 КОм. В усилителях Fender с выходным каскадом на лампах 6L6, чаще всего в цепи сетки выходных ламп стоит резистор номиналом в 1.5 КОм, а в усилителях Marshall с лампами EL34 на выходе — 5.6 КОм. В принципе, в цепи сетки выходных ламп может стоять резистор номиналом до 100 КОм, и это не вызовет заметного на слух ослабления высоких частот. Если номинал резистора слишком занижен, это может вызвать появление паразитических колебаний на высоких частотах. Данный эффект может быть заметен на слух, а может быть и нет. Симптомы такие: свист на высокой частоте, возникновение видимых разрядов («молний») внутри лампы, неприятные призвуки, уменьшение мощности усилителя, изменение динамического диапазона частот уселителя (странно звучит).
Обычно, в справочниках указывается максимальное сопротивление цепи сетка-«земля» для выходных ламп. В цепи катода лампы могут стоять резисторы с более высоким номиналом.

В предусилителях чаще всего номинал резистора колеблется от 0 до 68 КОм. Хотя, в предусилителях с высоким коэффициентом могут стоять резисторы вплоть до 560 КОм для того, чтобы предотвратить перегрузку лампы и возникновения неприятных на слух искажений.
Для лампы 12AX7 (аналог 6Н2П) типичная входная емкость 151 пФ. Поэтому, если в цепи сетки стоит резистор 68 КОм, получим срез -3 дБ на частоте 15.5 КГц. Если поставим резистор 470 КОм — верхняя частота упадет до 2.2 КГц. Поэтому, подбирая величину данного резистора, можно добиться подавления неприятных «высоких» призвуков в предусилителе (если такие возникают), без применения дополнительного конденсатора.

Резистор (сразу после входного гнезда) в цепи сетки самой первой лампы особенно важен. Он помагает предотвратить наводку радио частот и других шумов (особенно если гитарный кабель не очень высокого качества).

После всех вышеприведенных соображений складывается мнение, что резистор лучше оставить на месте, а не удалять его. 🙂

Источник

Сеточный резистор входной лампы

Назначение резистора в сетке лампы

Flying Snow: Добрый день! Подскажите пожалуйста вот по такой схеме — обычный каскад на лампе, 6Н2П к примеру, а между сеточным резистором и сеткой стоит резистор, по типу антизвонного, но большого номинала, например 68ком. Вопрос вот по этому резистору, какую функцию он выполняет кроме фильтра и антизвонного? Мне кажется что такой каскад обладает повышенной перегрузочной способностью, из-за того что на этом резисторе (68ком) падает напряжение сигнала и складываясь с напряжением смещения позволяет в некоторых пределах изменять смещение лампы, у величивая его при сильном сигнале и предохраняя каскад от перегрузки, вопрос вот собственно в этом — так ли это или это бред? Спасибо

U.L.F.: Я лично и не встречал никогда, чтоб в НЧ усилителях 68кОм было. А в ВЧ схемах, этот резистор ещё и конденсатором бывает зашунтирован. На счёт перегрузочной способности и смещения — однозначно не будет влиять.

Сергеев Сергей: Это не делитель. И по-моему смысл в нем, как в антизвонном резисторе. Образующем с входной емкостью лампы фильтр.

Flying Snow: U.L.F. пишет: Я лично и не встречал никогда, чтоб в НЧ усилителях 68кОм было. да это я к примеру номинал назвал, но смысл один — большой номинал резистора на сетку создающий доп смещение На счёт перегрузочной способности и смещения, однозначно не будет влиять. Сергеев Сергей пишет: Это не делитель. И по-моему смысл в нем, как в антизвонном резисторе. Образующем с входной емкостью лампы фильтр. Ясно. спасибо. тогда откуда я это взял? Мда-а. )))

Вам понравится:  Схема подключения кнопки пуска стартера

Flying Snow: Вспомнил, в ВЧ используют такой способ смещения, в автогенераторах, а кондёр по переменному току, для прохождения ВЧ, но на НЧ ведь эта схема тоже работает. пока я остаюсь при своём мнении:)

+dimych+: в транзисторных каскадах где базовые токи намного и намного больше сеточных токов ламп , можно рассматривать как делитель — этот резистор и входное сопротивление транзистора ( моё мнение ) . например , ток в 0,01 ма который втекает в базу , вызовет на этом резисторе падение напряжения 68 * 0,01 = 0,68 В . а если входное сопротивление каскада 10 кОм , то имеем делитель с плечами 68 кОм и 10 кОм . так же и входная ёмкость с этим резистором будет фильтром , зарезающим вч ( моё мнение , если я не прав , поправьте пожалуйста ) . а какое входное сопротивление у ламп и какой делитель получится ? мягко сказать никакой .

Владимир Константино: Добрый день! Сеточные токи настолько малы, что при расчетах не учитываются вообще. Этот резистор скорее всего стоит после «открытого» потенциометра и предотвращает закорачивание резистора сеточного смещения.

Flying Snow: Здравствуйте Владимир Константинович! Резистор, большого номинала, стоит в разрыве, между резистором сеточного смещения и сеткой лампы, а сигнал подаётся на резистор смещения. никто не согласился с моей точкой зрения :(, но схема-то работает! :). или мне так кажется:))

Владимир Константино: Добрый день! А сигнал на точку соединения подается с движка потенциометра? Вообще резисторы в цепи сетки очень влияют на звук.

Flying Snow: Можно и с движка потенциометра, принцип работы не изменится, резистор на пути сигнала останется. это понятно, что влияют на звук, но вот в данной схеме он влияет конкретным образом на смещение, подпирая лампу. это моё мнение, никто не согласился, значит возможно мои мысли ошибочные.

Пермяк: Может быть, сейчас появились новые версии по назначению этого резистора?

majordom22: Считается, что в электрогитаре ВЧ нет, а если есть, то они «лишние» , наводки, шумы, и прочие артефакты, типа, шороха от трения одежды, их нужно давить . Что и сделано при помощи этого резистора. Он, совместно с входной ёмкостью первой лампы, представляет собой фильтр НЧ, со срезом по -3 дБ около 20 кГц. При усилении каскада ок. 60, входная ёмкость 6Н2П имеет величину ок. 115-120 пф. На частоте 20 кГц это будет около 68 кОм реактивного сопротивления. С резистором 68 кОм как раз сигнал 20 кГц поделится пополам. СП как-то по другому считал реактивное сопротивление, может, будет разница с моим вариантом, но не в разы.

ГДН: majordom22 пишет: При усилении каскада ок. 60, входная ёмкость 6Н2П имеет величину ок. 115-120 пф. На частоте 20 кГц это будет около 68 кОм реактивного сопротивления. С резистором 68 кОм как раз сигнал 20 кГц поделится пополам. СП как-то по другому считал реактивное сопротивление, может, будет разница с моим вариантом, но не в разы. Конечно, «не в разы», но сколько можно на одни и те же грабли наступать? Делитель с реактивными элементами считают не так, как с чисто активными. Если сразу ответ, то «поделится» не «пополам», а на 1,41. А коэффициент передачи (К) ФНЧ первого порядка, состоящего из резистора (R) и емкости (С) на произвольной частоте (f): К = 1/(1+(6,3fRC)2)0,5 Еще. У меня при Ку ок. 60 входная емкость 6Н2П никак не выходит 115-120 пф. Выходит у меня под 60 пФ. Частота среза по –3 дБ при 60 пФ и 68 кОм получается под 40 кГц, а «пополам» напряжение поделится на частоте 68 кГц. Кто-то из нас считает не правильно… Но я-то свои расчеты проверял измерениями (ты же знаешь, я этим грешу время от времени ). PS. Кстати, 68 кОм это переменный резистор на входе под 270 кОм в своем наихудшем для АЧХ среднем положении. Так что, даже при таком жутко не Хи-Ендовском РГ никаких слышимых ухом спадов на ВЧ быть не должно, что говорить про меньшие значения… Но это так, к слову…. Музыкой навеяло из другой темы.

Пермяк: Ну, должен отметить, что за 6 лет уровень участников заметно подрос. Решительно отброшены несостоятельные версии шестилетней давности. Огорчает только разное числовое знвчение частоты среза, вычисленное коллегами в двух предыдущих постах. Коллега ГДН, без сомнения, прав. Не пополам, а на -3дБ.

majordom22: ГДН пишет: У меня при Ку ок. 60 входная емкость 6Н2П никак не выходит 115-120 пф. Выходит у меня под 60 пФ Сейчас уточнил, действительно, в моих записях 120 пф входной ёмкости получается при запараллеленных половинках 6Н2П.

Пермяк: Таким образом, фильтр этот — от радиочастот.

Charm: Калькулятор RC фильтра нижних частот http://sim.okawa-denshi.jp/en/CRlowkeisan.htm

geran2006: Подскажите пожалуйста вот по такой схеме — обычный каскад на лампе, 6Н2П к примеру, а между сеточным резистором и сеткой стоит резистор, по типу антизвонного, но большого номинала, например 68ком. Вопрос вот по этому резистору, какую функцию он выполняет кроме фильтра и антизвонного? Я встречал такие резисторы сопротивлением и по 500ком. Такое встречается в ламповых преампах, винтажных усилителях. По моему такой резистор ставится не как антизвонный, а для минимизации тока сетки, чтобы получить ЗВУЧАНИЕ СЕТКИ. Под действием электростатических сил анод колеблется и сетка тоже и при максимально возможном сопротивлении утечки сетки такие колебания максимальны. Однако возможно в Hi-Fi системах такое не применимо, а в гитарных вовсю.

Вам понравится:  Силовая схема полевого транзистора

Пермяк: Ну вот, наконец-то получили эзотерическую версию происходящего! Что же, на демократическом форуме и такое пишут, не будем удивляться, всё в рамках. Я вот о чём вспомнил. Мы тут формулу среза по ВЧ применяем, а корректно ли? Формула эта априорно предусматривает, что вых. сопр. источника сигнала равно нулю. А у гитары оно какое? Я никогда не измерял, а сейчас уже нет такой возможности. Да и не сразу придумаешь метОду.

ГДН: Пермяк пишет: А у гитары оно какое? Я никогда не измерял, а сейчас уже нет такой возможности. По памяти. Сопротивление постоянному току большинства звукоснимателей лежит в пределах 5. 15 кОм. Реактивное, соответственно, намного больше и растет, как и положено, с ростом частоты. На каком-то этапе начинает работать емкость обмотки. но 50. 100 кОм вполне реальные величины. При случае измерю точнее.

Пермяк: Там потенциометры сильно влияют: при разных положениях, имхо — вых.сопро очень разное должно быть.

ГДН: Да, в зависимости от конструкции «теброблока» и положения его регуляторов картина меняется сильно… Этим можно пренебречь, если имеется один регулятор («Volume») номиналом в 1 МОм и стоит он на максимуме. А если его поставить в среднее положение (зависимость там линейная), то выходное будет 250 кОм, причем, влияние импеданса собственно звукоснимателя станет несущественным. Это очевидно, но как-то не очень очевидна емкость гитарного кабеля, равная примерно 150 пФ/м, что с учетом его длины в 5…7 м может дать под нанофарад!. При таких реалиях резистор 68 кОм и динамическую емкость входного триода можно уже не учитывать… Впрочем, этот «нанофарад» всегда присутствует… Присутствует также регулятор «Tone», присутствует входное усилителя (или «примочки»), практикуется параллельное соединение одновременно двух (и более) звукоснимателей с различными схемами включения… Кошмар! Но таки вероятность существенного (порядка 50…100 кОм) выходного сопротивление у гитары все же весьма высока.

Пермяк: Предлагаю остановиться всё же на том, что 68к+Свх — фильтр радиочастот, которые так охотно лезут в гитарный шнур. Но никак не резистор смещения, от которого поют сетки и аноды

ГДН: Пермяк пишет: фильтр радиочастот, которые так охотно лезут в гитарный шнур. Только не в «шнур». Основная масса этой дребедени «лезет» в сами звукосниматели (шнуры мы такие делали, — комар нос сломает, а толку — чуть). Буржуины придумали двухкатушечные съемники, включенные так, чтобы полезный сигнал складывался, а наводки ослаблялись (этот же принцип применяется и в ГЗМ). Назвали их «Хамбакерами» (от аглицкого Humbacker — фоноподавитель). Это поле деятельности Гибсон-а и т.н. «параллельные хамбакеры». Были, однако, обнаружены и недостатки — вместе с помехами заодно вычитались и ВЧ полезного сигнала, а частота среза определялась чисто геометрическими размерами съемника (расстоянием меж катухами). «Фендер» ответил на это т.н. «вертикальным хамбакером», ничуть не худшим в плане подавления помех, но лишенным негативных свойств хамбакеров параллельных. Спор о том, что же лучше, не закончится никогда.

Источник

Сеточный резистор входной лампы

Нет. Тантал в Вашем аттенюторе выполняет роль антизвона. Он стоит в «проход» от источника в сетку первой лампы.

Михаил SM

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь

Нет. Тантал в Вашем аттенюторе выполняет роль антизвона. Он стоит в «проход» от источника в сетку первой лампы.

Внесу ясность : если имеется ввиду задающий ( проходной ) резистор Г-регулятора уровня громкости , то он антизвоном не является ,так как цепь сетки непосредственно замыкается на сеточный (на землю -50-500к) резистор. Но и от него ( проходного резистора )зависит многое — тембральный баланс,к примеру. Я иногда ставлю несколько типов таких резисторов : тантал, Рикен Ом , Драловид и тогда очень хорошо расширяется коридор настроек .

Михаил SM

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь

По причине закрытости , получил письмо от форумчанина . Не сочтите за некорректность , мне кажется оно может быть полезно аудиопрактикам .

Хочу выразить благодарность за полезную информацию, которой я сегодня воспользовался — установил в своих мощниках на вход 6SN7 антизвонный резистор Holco 470 Ohm.

Результат просто фантастический, мне очень нравится. Убралась жесткость и колючесть, звук стал рельефным, выразительным, комфортным.
Удивительно, но даже произношение слов песен стало намного разборчивее ))

Вот хотел спросить по этому поводу.
Усилители мои однотактные, схема традиционная на лампах 6SN7 — 2A3 — 845.
На этот момент я поставил резистор пока только на входе 6SN7, как уже написал.
А вот есть ли смысл поставить такие антизвоны еще и на вход драйверной и выходной ламп?

Да, и еще: под рукой у меня были, помимо Holco, еще и двухваттники Duelund 2,2 kOhm, и вот что любопытно, — если впаять их в параллель с Holco, то, несмотря на как бы нерекомендацию такого использования резисторов, звук при таком включении мне показался даже еще интереснее, свободнее, что ли..

Заранее благодарен за любые комментарии.

Здравствуйте , Дмитрий . Вообще иногда нас кидает в крайности , типа — полное отсутствие антизвоновых резисторов или их тотальное присутствие , как в Аудионоте .
В этом смысле , я выбираю некий оптимум , который , как правило , лимитирует количество ламповых каскадов , имеющих на входах антизвоны — по слуховому критерию разборчивости , нюансировок , ясности и плавности звукоизвлечения .
От качества антизвонного резистора часто зависит весь потенциал возможностей усилителя или системы в целом . Проще , брать гармоничные записи со скрипками , трубами или женским вокалом и реально добиваться гармонизирующим началом антизвонов их приемлемых критериев тембра и разрешения .
Из тонкостей можно отметить , что номинал резистора имеет значение . Чем меньше номинал , тем звук ярче и микродинамичен ,но часто не хочет уходить в матовость . Оптимум скорее сидит в районе от 470ом до 1,5к . Если звук нервозный , до можно увеличить и до 3к3 -4к7 .
Опять -направление важно и тип резистора .
Лучшие из старых : Драловиды , американский композитный уголь , красные сименс . Эти звучат ясно (отнимая часть ясности , конечно , но вместе с нервозностью) и с приятным винтажным окрасом . Особенно довоенные Драловиды.
Из новых : лидеры -танталовые Аудионот , потом AMRG , Холко (черные) тоже неплохи , но танталу уступают в энергетическом балансе , напирая на верхнюю середину и верх . Тантал ровен и музыкален , хотя и менее , чем вышеупомянутый винтаж .
По числу их применения . Я применяю строго по минимуму , как возможно , находя сочетание их воздействий и нужных мне последствий . Избыток антизвонов звук начинает мылить и тащить в комфортную однообразность -типа Аудионотовского звука , а недостаток порождает синдром короткого тракта , когда надо лезть в бутылку и ставить изначально мегагармоничные лампы , провода и прочее . Эмоциональное разрешение короткий тракт любит , тем не менее . .

По Дуралендам 2к2 -лучше попробовать в деле .
С уважением , Михаил.

Victor

Зарегистрирован: 17 май 2010, 16:14
Сообщения: 2541
Откуда: г. Таганрог

По причине закрытости , получил письмо от форумчанина . Не сочтите за некорректность , мне кажется оно может быть полезно аудиопрактикам .

Хочу выразить благодарность за полезную информацию, которой я сегодня воспользовался — установил в своих мощниках на вход 6SN7 антизвонный резистор Holco 470 Ohm.

Результат просто фантастический, мне очень нравится. Убралась жесткость и колючесть, звук стал рельефным, выразительным, комфортным.
Удивительно, но даже произношение слов песен стало намного разборчивее ))

Вот хотел спросить по этому поводу.
Усилители мои однотактные, схема традиционная на лампах 6SN7 — 2A3 — 845.
На этот момент я поставил резистор пока только на входе 6SN7, как уже написал.
А вот есть ли смысл поставить такие антизвоны еще и на вход драйверной и выходной ламп?

Да, и еще: под рукой у меня были, помимо Holco, еще и двухваттники Duelund 2,2 kOhm, и вот что любопытно, — если впаять их в параллель с Holco, то, несмотря на как бы нерекомендацию такого использования резисторов, звук при таком включении мне показался даже еще интереснее, свободнее, что ли..

Заранее благодарен за любые комментарии.

Здравствуйте , Дмитрий . Вообще иногда нас кидает в крайности , типа — полное отсутствие антизвоновых резисторов или их тотальное присутствие , как в Аудионоте .
В этом смысле , я выбираю некий оптимум , который , как правило , лимитирует количество ламповых каскадов , имеющих на входах антизвоны — по слуховому критерию разборчивости , нюансировок , ясности и плавности звукоизвлечения .
От качества антизвонного резистора часто зависит весь потенциал возможностей усилителя или системы в целом . Проще , брать гармоничные записи со скрипками , трубами или женским вокалом и реально добиваться гармонизирующим началом антизвонов их приемлемых критериев тембра и разрешения .
Из тонкостей можно отметить , что номинал резистора имеет значение . Чем меньше номинал , тем звук ярче и микродинамичен ,но часто не хочет уходить в матовость . Оптимум скорее сидит в районе от 470ом до 1,5к . Если звук нервозный , до можно увеличить и до 3к3 -4к7 .
Опять -направление важно и тип резистора .
Лучшие из старых : Драловиды , американский композитный уголь , красные сименс . Эти звучат ясно (отнимая часть ясности , конечно , но вместе с нервозностью) и с приятным винтажным окрасом . Особенно довоенные Драловиды.
Из новых : лидеры -танталовые Аудионот , потом AMRG , Холко (черные) тоже неплохи , но танталу уступают в энергетическом балансе , напирая на верхнюю середину и верх . Тантал ровен и музыкален , хотя и менее , чем вышеупомянутый винтаж .
По числу их применения . Я применяю строго по минимуму , как возможно , находя сочетание их воздействий и нужных мне последствий . Избыток антизвонов звук начинает мылить и тащить в комфортную однообразность -типа Аудионотовского звука , а недостаток порождает синдром короткого тракта , когда надо лезть в бутылку и ставить изначально мегагармоничные лампы , провода и прочее . Эмоциональное разрешение короткий тракт любит , тем не менее . .

По Дуралендам 2к2 -лучше попробовать в деле .
С уважением , Михаил.

Михаил SM

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь

Эти слова блестяще подтвердились, когда я убрал регуляторы громкости в своём усе на 300В. Музыка ушла, осталась одна супер ясность, под которую любят онанировать всяческие «эзотерики».

Поэтому антизвоны хороши с пентодами, у которых анод экранирован от сетки и с триодами имеющими малую проходную ёмкость и низкое «мю».

Точно любят , собаки . Но продвинутые аудиопрактики не забывают о необходимом и сбалансированном числе ламповых каскадов , где важно в ДАКе или приличном корректоре наличие мощного трансформаторного буфера с хорошим низкоомным выходом .

Антизвон в пентодном усилителе действительно необходим — нравица или не нравица . .

Mersovod

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 20:05
Сообщения: 76

Victor

Зарегистрирован: 17 май 2010, 16:14
Сообщения: 2541
Откуда: г. Таганрог

Mersovod

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 20:05
Сообщения: 76

Victor

Зарегистрирован: 17 май 2010, 16:14
Сообщения: 2541
Откуда: г. Таганрог

Mersovod

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 20:05
Сообщения: 76

Страница 10 из 11 [ Сообщений: 105 ] На страницу Пред. 1 . 7 , 8 , 9 , 10 , 11 След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Источник

Поделиться с друзьями
Радиолюбительские схемы
Adblock
detector