Регулятор напряжения я120м1 схема подключения

Содержание
  1. Я120М
  2. Технические данные
  3. Схема автомобильного генератора Г273 с интегральным регулятором напряжения Я120М
  4. Регулятор напряжения я120м1 схема подключения
  5. Регулятор напряжения я120м1 схема подключения
  6. Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
  7. Интегральные регуляторы напряжения Я112-В, Я112-В1, Я112-А, Я120-М, Я120-М1, 17.3702, устройство, принцип действия, электрические схемы.
  8. Электрическая схема интегрального регулятора напряжения Я112-В.
  9. Интегральные регуляторы напряжения Я112-В1.
  10. Электрическая схема интегрального регулятора напряжения Я112-В1.
  11. Интегральные регуляторы напряжения Я120-М для генераторной установки Г273.
  12. Электрическая схема генераторной установки Г273 с интегральным регулятором напряжения Я120-М.
  13. Интегральные регуляторы напряжения Я120-М1.
  14. Электрическая схема интегрального регулятора напряжения Я120-М1.
  15. Интегральные регуляторы напряжения 17.3702 для генераторов 37.3701.
  16. Электрическая схема интегрального регулятора напряжения 17.3702.

Я120М

Любопытная штука. Автомобильный регулятор напряжения Я120М предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.

От проникновения влаги регулятор защищен специальным высокотеплопроводным компаундом с рабочей температурой до 200°С. Работоспособность и соответствие параметров изделия сохраняются даже при погружении регулятора в воду при условии защиты разъемных соединений.

Регулятор Я120М сконструирован по однопроводной схеме питания, корпус изделия соединен с корпусом автомобиля. Применяемость: МАЗ, ЛАЗ, КАМАЗ-4202 с генератором Г273, Г289 и др.

Технические данные

Диапазон рабочих температур -40 .. +85°C
Номинальное напряжение питания 28,0 В
Напряжение регулирования с АБ при температуре 25±2°С и нагрузке 3 А:
— режим «зима» 28,0±0,3 В
— режим «лето» 27,6±0,2 В
Максимальный ток выходной цепи 5,0 А
Термокомпенсация напряжения регулирования -6,0±3,0 мВ/°С
Остаточное напряжение на выходе «Ш» не более 1,0 В
— типовое 0,75 В
Максимально допустимое длительное воздействие повышенного напряжения питания 36,0 В
Максимально допустимое воздействие повышенного напряжения питания длительностью до 5 мин. 50,0 В
Максимально допустимые импульсные перенапряжения в зависимости от формы импульса по ГОСТ 28751 120,0 В

Производитель — Прохладненский ЗПП (г.Прохладный, Кабардино-Балкария).


(фото с форума «Портативного ретрорадио»)

Схема автомобильного генератора Г273 с интегральным регулятором напряжения Я120М

Генераторная установка предназначена для питания потребителей с номинальным напряжением 24 В.

Обмотка возбуждения и выходной транзистор VT вместе с гасящим диодом VD1 выключены между нулевой точкой обмотки статора и корпусом. Питание обмотки возбуждения от аккумуляторной батареи при замкнутых контактах выключателя S и неработающем двигателе осуществляется через подпиточный резистор Rпод. Ток при этом не превышает 0,3 А. При разомкнутых контактах выключателя S выходной транзистор закрыт и ток в обмотку возбуждения не поступает.

Применение такой схемы питания обмотки возбуждения позволило применить такой же ротор, как у 14-вольтовых генераторов.

Кроме того, такая схема включения обеспечивает:
— уменьшение перенапряжения на выходном транзисторе, когда он находится в закрытом состоянии, за счет уменьшения более чем в 2 раза напряжения питания;
— устранение разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе и включенном выключателе S полным током возбуждения;
— исключение прохождения полного тока возбуждения через выходной транзистор регулятора напряжения при неработающем двигателе и включенном выключателе S;
— уменьшение тока через контакты выключателя S в цепи управления регулятором напряжения, что способствует повышению стабильности регулируемого напряжения генераторной установки.

Кроме того, регулятор напряжения Я120М позволяет осуществлять регулирование напряжения на двух уровнях. Для этой цели в делитель напряжения, состоящий из резисторов Rl, R2, включен резистор R3. Второй конец резистора R3 соединен с выводом Р регулятора, который посредством выключателя Sпр (выключатель посезонной регулировки) может подключаться к корпусу генератора. При разомкнутых контактах выключателя Sпр соотношение между величинами сопротивлений резисторов R1, R2 таково, что рабочий пробой стабилитрона VD2 будет обеспечивать регулируемое напряжение 27,2 — 27,8 В. При замыкании контактов выключателя Snp параллельно резистору R2 включается резистор R3. При этом напряжение на резисторе R1 уменьшается, что обеспечивает пробой стабилитрона при большом входном напряжении. Регулируемое напряжение при этом обеспечивается в пределах 29 — 30 В.

Вам понравится:  Схема подключения полотенцесушителя сунержи богема

1. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. — М.: Транспорт, 1990.
2. Каталог. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы. Часть 2. Условные графические обозначения, назначения выводов и габаритные чертежи корпусов. — ГУП Центральное конструкторское бюро «Дейтон», 1998.

Источник

Регулятор напряжения я120м1 схема подключения

ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ:

АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИЕМ
СВЕТОДИНАМИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
СРЕДСТВА
СВЯЗИ
ЭЛЕКТРОНИКА И ЗДОРОВЬЕ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ДОМА И НА РАБОТЕ
ИСТОЧНИКИ
ПИТАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА, ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА

Интегральные регуляторы напряжения
Я112А1; Я112В1; Я120М1; 17.3702

Схемы регуляторов достаточно просты, что способствует уменьшению размеров регулятора. Регулятор Я112В1, в отличие от регулятора Я112А1, имеет дополнительный вывод «Б» для включения в схему генераторной установки ( см. рис. 3в здесь ). Регулятор Я120М1, предназначенный работать с номинальным напряжением 28 В, имеет выводы «Д» для подключения к нулевой точке обмотки статора ( см. рис. 3е здесь ) и «Р» для подключения резистора посезонной регулировки.

Схемы содержат входной делитель напряжения на резисторах Rl, R2, R3, элемент сравнения — стабилитрон VD1 (в регулятор Я120М1 включены два стабилитрона последовательно), который вместе с входным транзистором электронного реле и резистором RS образует микросхему ДА1, выходной транзистор VT2. Диод VD2 — гасящий. Диоды VD3, VD4 осуществляют защиту схемы от возможных аварийных режимов. В схеме регуляторов Я112В, Я120М, выпускавшихся ранее, эти диоды отсутствовали. Конденсатор С1 превращает транзистор VT1 в интегрирующее звено, предотвращает ложные срабатывания регулятора, резистор R4 и конденсатор С2 образуют гибкую обратную связь. Внешний резистор специальным переключателем в холодное время подключается параллельно резистору R3 Я120М1, что изменяет сопротивление плеча входного делителя и увеличивает напряжение, поддерживаемое регулятором. Регуляторы Я112А(А2), Я112В(В2), Я120М(М2) рассчитаны для работы с током возбуждения генератора до 3,3 А, ИРН Я112А1, Я112В1, Я120М1 рассчитаны на повышенный ток возбуждения 5 А.

Схема интегрального регулятора 17.3702, конструкция которого обеспечивает встраивание в него щеточного узла генератора 37.3701 представлена на рис. 2

Источник

Регулятор напряжения я120м1 схема подключения

Описывается несложный способ проверки работоспособности и метод понижения/повышения порога срабатывания регулятора.

Данный регулятор предназначен для автоматического поддержания напряжения на обмотке возбуждения генератора переменного тока автомобилей МАЗ, КАМАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и им подобным 24-вольтовым грузовикам. На заводе устанавливается напряжение срабатывания 28.4В при этом погрешность регулирования достигает ±0.8В. Проблема в том, что на практике чаше оказывается, что погрешность регулятора +0.8В, а это значит, что напряжение регулирования получается 29.2В. Из-за чего в летний период времени аккумуляторы перезаряжаются, перегреваются и выкипают. Из 20 испытанных регуляторов только один попался с погрешностью -0.8В (27.6В). Такой регулятор прекрасно работает в генераторе одного из автобусов ПАЗ и уже второй год аккумуляторы чувствуют себя прекрасно.

Ниже приведена схема, срисованная мной с печатной платы регулятора Я120М1 ТУ 4573-001-44378337-99 производства ЗАО «Энергомаш» г. Калуга.:

Схема нарисована с учетом расположения выводов на корпусе регулятора, из-за чего получилась не совсем удобочитаемая, но нам это и не нужно. А нужен нам входной делитель транзистора Q2 (контакт «Р» — переключатель лето/зима). Он состоит из последовательно соединенных резисторов 470Ом + 3.3кОм и параллельных 8.2кОм + 22кОм. В пересчете получается 3.77кОм в нижнем плече делителя + 5.97кОм в верхнем. Переключатель лето/зима устроен таким образом, что при замыкании контакта «Р» на «массу» из схемы делителя исключается резистор 470Ом и сопротивление делителя становится 3.3кОм + 5.97кОм при этом напряжение возбуждения на генераторе увеличивается. Соответственно, что-бы уменьшить порог срабатывания регулятора, нужно увеличить сопротивление нижнего плеча входного делителя транзистора Q2. На практике это оказалось удобно сделать впаяв последовательно с резистором 470Ом подстроечный многооборотный резистор сопротивлением 1кОм. Тогда схема регулятора принимает след. вид:

Таким образом, меняя соотношение сопротивлений делителя можно подстроить работу регулятора на свой вкус. Ниже, на фото отмечены места, куда можно припаять подстроечный резистор:

Теперь самое важное — как же проверить исправность интегрального регулятора типа Я120М1 и узнать порог срабатывания. Для этого нужно всего две вещи: лампочка 12В 1-10Вт и регулируемый блок питания с максимальным пределом не менее 30В и с индикатором напряжения. Важно, что-бы блок питания был стабилизированным — простой «зарядник» не годится. Соединяем все согласно схеме:

Выставляем напряжение на блоке питания 24В. Теперь, если регулятор исправен, лампа должна засветиться при подаче напряжения на схему. Плавно увеличиваем напряжение БП до тех пор пока лампа не погаснет. Напряжение, при котором лампа перестает светиться и есть напряжение регулирования интегрального стабилизатора. Если при достижении 30В лампа не гаснет или гаснет выше 29.2В — регулятор неисправен или нарушена регулировка (например из-за влаги внутри корпуса). Теперь, если лампа погасла, плавно уменьшаем напряжение до 24В — лампа должна засветиться при напряжении на пару вольт ниже, чем при котором выключилась. Это явление называется гистерезис и оно очень полезно для фильтрации ложных срабатываний аналогового компаратора.

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Интегральные регуляторы напряжения рассчитаны на силу тока 3,3 и 5 А. Схемы регуляторов достаточно просты. Поэтому они имеют небольшие размеры. Кроме того, они максимально унифицированы для напряжения 14 и 28 В. Малогабаритные интегральные регуляторы напряжения встраиваются в генератор. Поэтому в их схемах отсутствуют элементы защиты полупроводниковых элементов.

Интегральные регуляторы напряжения Я112-В, Я112-В1, Я112-А, Я120-М, Я120-М1, 17.3702, устройство, принцип действия, электрические схемы.

Интегральные регуляторы напряжения Я112-В встроены в генераторы Г222. В регуляторе входной делитель напряжения собран на резисторах R1, R2 и R3. Элементом сравнения служит стабилитрон VD1. В выходной цепи находится составной транзистор VT2, VT3. Надежное запирание составного транзистора обеспечивает диод VD2. Диод VD3 является гасящим. Гибкую обратную связь осуществляет цепь C2-R7-C1.

Электрическая схема интегрального регулятора напряжения Я112-В.

Входная цепь регулятора Я112-В снабжается электроэнергией через отдельный вывод «Б»‘. Если напряжение на выводе «Б» отсутствует, то отсутствует и базовый ток составляющего транзистора VT2, VT3. Транзистор закрыт и протекание тока в цепи обмотки возбуждения невозможно.

Если прерывание тока в цепи возбуждения при неработающем двигателе осуществляется другим путем, выводы «Б» и «В» соединены между собой перемычкой внутри регулятора и наружу выведен только вывод «В». Интегральные регуляторы напряжения Я112-А имеют дублирование этого вывода. Это исключает возможность отключения гасящего диода от обмотки возбуждения при нарушении контакта вывода «В» с контактной пластиной щеткодержателя.

Интегральные регуляторы напряжения Я112-В1.

Входной делитель напряжения регулятора Я112-В1 собран на резисторах R1, R2 и R3. Элемент сравнения стабилитрон VD1, входной транзистор электронного реле VT1 и резистор R8 выполнены в одном корпусе в виде микросхемы DA1. В выходной цепи, как и у многих типов транзисторных регуляторов, установлен составной транзистор VT2. Гибкую обратную связь осуществляет цепь C2-R4-C1. Гасящим является диод VD2. Защиту схемы от возможных аварийных режимов обеспечивают диоды VD3, VD4.

Электрическая схема интегрального регулятора напряжения Я112-В1.

Интегральные регуляторы напряжения Я120-М для генераторной установки Г273.

Интегральный регулятор Я120-М работает с генераторной установкой Г273. Измерительный делитель напряжения собран на резисторах R1 и R2. Резисторы R1 и R2 являются настроечными и регулируются на заданное выходное напряжение при изготовлении регулятора. Резистор R8 обеспечивает сезонное изменение регулируемого напряжения генераторной установки.

Электрическая схема генераторной установки Г273 с интегральным регулятором напряжения Я120-М.

В холодное время года выключатель S1, установленный в генераторе на теплоотводе общего узла щеткодержателя и регулятора напряжения, переводится в замкнутое состояние, соответствующее положению «3» (зима). Резистор R8 подключается параллельно резистору R2, и напряжение генераторной установки увеличивается на 1,2-2,8 В. Летом выключатель S1 устанавливается в положение «Л».

Интегральные регуляторы напряжения Я120-М имеют два последовательно включенных стабилитрона VD1 и VD2, так как рассчитаны на номинальное напряжение 28 В. Оба стабилитрона управляют базовым током транзистора VT1, который, в свою очередь, управляет базовым током выходного составного транзистора VT2. Гибкая обратная связь осуществляется через конденсатор С1, резистор R6 и конденсатор С2.

Резистор Rп, встроенный в генератор, обеспечивает возбуждение генератора от аккумуляторной батареи. Регулятор имеет дополнительный вывод «D» для подключения к нулевой точке обмотки статора генератора.

Интегральные регуляторы напряжения Я120-М1.

Регулятор напряжения Я120-М1 имеет вывод «Р», через который специальным переключателем в холодное время параллельно резистору R3 подключается внешний резистор. Это позволяет увеличить регулируемое напряжение.

Электрическая схема интегрального регулятора напряжения Я120-М1.

Интегральные регуляторы напряжения 17.3702 для генераторов 37.3701.

Регулятор напряжения 17.3702 встраивается в щеточный узел генератора 37.3701. Входной делитель собран на резисторах R2, R5, R6. Стабилитрон VD1, как элемент сравнения, расположен в эмиттерной цепи транзистора VT1 электронного реле на четырех транзисторах VT2, VT3, VT4 и VT5.

Электрическая схема интегрального регулятора напряжения 17.3702.

Выходные транзисторы VT4 и VT5 включены параллельно. Это обеспечивает повышенную надежность регулятора и работу с током возбуждения силой 5 А. Жесткая обратная связь обеспечивается резистором R8. Гибкая — конденсаторами C1, C2, СЗ и резистором R9. Вывод «В» подсоединяется к дополнительному выпрямителю, а вывод «Б» — к силовому.

Источник

Поделиться с друзьями
Радиолюбительские схемы
Adblock
detector