- Как выбрать усилитель в машину
- Как выбрать усилитель для сабвуфера
- Мощность
- Количество каналов
- Моноблок
- Двухканальный усилитель
- Четырехканальный усилитель
- Пятиканальный усилитель
- О классах усилителей
- Видео
- Усилитель должен быть мощнее сабвуфера и точка.
- Три причины повышения сопротивления:
- Как подобрать автомобильный усилитель звука к колонкам в машину: зачем нужен усилок, рейтинг и выбор
- Предназначение и технические параметры
- Критерии выбора
- Класс усиления
- Количество каналов
- Мощность усилителя
Как выбрать усилитель в машину
Как выбрать усилитель для сабвуфера
Перед тем, как выбрать усилитель для сабвуфера, рассмотрим чем они (усилители) отличаются и какие из них подойдут для вашего низкочастотного динамика.
В основном усилители делятся по:
Мощность
Мощность — это основной параметр при выборе усилителя, от правильной подборки будет зависеть качество звучания и сохранность динамика.
Не раз приходилось слышать мнение, что усилитель не должен превышать сабвуфер по мощности, чтобы его не спалить- ЭТО НЕ ВЕРНО!
Запомните правило — избыточная мощность лучше чем недостаточная
Динамик намного быстрее сгорит при недостатке подводимой мощности и искажений, возникающих из-за этого (клиппинг).
При равных значениях сабвуферу все равно будет недостаточно контроля, так как необходим запас для прохождения кратковременных пиковых нагрузок. При наличии этого запаса бас будет плотнее, быстрее и глубже.
Но не нужно впадать в крайности, а лучше руководствоваться принципом разумной достаточности, в конечном итоге все будет зависеть от максимальной громкости качественного звучания, которая необходима. Подробнее смотрите в видео ролике в конце статьи.
При изучении характеристик оборудования не обращайте внимания на яркие цифры, типа 1000 Ватт. и т.п., при этом чем ярче и больше цифры, тем дальше они от правды.
Ориентируйтесь на значение RMS, многие путают ее с номинальной мощностью, но на самом деле RMS — это максимальная (предельная) синусоидальная мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Но не будем зарываться в определения, тем более, что этот параметр будет правильным ориентиром при выборе.
При оценке RMS обязательно учитывайте для какого импеданса (сопротивления) она указана и поддерживает ли вообще усилитель сопротивление, предусмотренное вами (подробнее о сопротивлении читайте здесь).
Количество каналов
Моноблок
Одноканальный усилитель, сделан специально для работы с сабвуфером, по этому имеет один канал и отличается повышенной мощностью, иногда в ущерб качеству звучания. Выбирайте его, если вам нужно много громкого баса.
Двухканальный усилитель
Бытует мнение, что двухканальный усилитель работающий в мост (подробнее о мостовом подключении) звучит приятнее моноблока. Стоит выбрать в роли отдельного усилителя для сабвуфера, когда хочется звук «покачественнее», возможно в ущерб мощности или бюджету.
Четырехканальный усилитель
К четырехканальнику можно подключить сабвуфер мостом, а оставшуюся пару каналов использовать для акустики (например подключить миды и твиттеры через кроссоверы), тем самым закрыв одним усилителем всю аудиосистему. Но такой усилитель с достаточной мощностью для нормального сабвуфера будет отличаться высокой ценой.
Пятиканальный усилитель
Данный усилитель имеет выделенный канал для для саба и может обеспечить поканальное усиление (отдельный канал для каждого динамика) всей системы, если у вас «двушка +саб». Утилитарное решение, но это не подойдет для мощного, ярковыраженного баса, так как форм фактор «все в одном» не позволяет впихнуть крупную начинку. Но если у вас не громкая и спокойная система можно остановится на таком варианте, правда выбор в пятиканальниках сравнительно не велик.
К сожалению, как бы ни хотелось обратного, но на рынке автозвука действует упрямый закон «лучше-дороже», бывают исключения, но они довольно редки. По этому обмануть судьбу и получить супер качество по бросовой цене не получится.
Чтобы выяснить в какой ценовой категории выбрать усилитель для сабвуфера, поймите — аудиосистема звучит на столько хорошо, на сколько хорош ее самый слабый компонент. Другими словами, достоинствами одного компонента не вытянуть недостатки другого. Это значит, что если у вас усилитель за 100 000 р., а сабвуфер за 3 000 р. то и звучать эта связка будет на 3 000, так что всегда необходим баланс и правильное распределение бюджета. Поэтому все зависит от вашего «аппетита».
О классах усилителей
В заключение, коротко о классах усилителей. В наше время это в первую очередь инструмент маркетологов для манипуляции сознанием потребителей. Поэтому, выбирая усилитель, в первую очередь смотрите на его конкретные параметры, а не на название класса.
Видео
Удачного выбора!
Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
Усилитель должен быть мощнее сабвуфера и точка.
Частое недопонимание со стороны клиентов — «зачем такой мощный усилитель?» натолкнуло на создание данного текста, который написан самым доступным языком и понятен будет любому, кто учил таблицу умножения в детстве).
Но если вам лень читать, то переходите по этой ссылке — где мы наглядно сняли весь изложенный ниже материал — с оборудованием, графиками и т.д. А лучше почитать и потом посмотреть — тогда точно усвоится) Тем более, что я старался писал, а вы уже здесь!
На вопрос «зачем мне такой мощный усилитель, если у динамика мощность меньше?» у меня всегда возникает ответ: «Потому что у динамиков, кроме мощности, есть еще другие параметры». У сабвуфера, как и любого динамика, есть, так называемое, «статическое » сопротивление, ну и куча еще всяких там)) параметров, которые нам сейчас не понадобятся. В 80% случаев на рынке РФ динамик имеет 2 катушки по 2 Ома. В 10% случаев катушки по 4Ома и еще в 10% — одна катушка 4Ом.Остальные конфигурации настолько мизерны, что мы не будем брать их в расчет.
Возьмем пример большинства, а это катушки 2+2Ом. Мы их конечно же параллелим и получаем статическое сопротивление 1ОМ. Мы же не «SQ -шники» какие-то — эти ребята и без наших «соплей » все знают.
Теперь берем инструкцию по применению любого моно-усилителя (моноблока ) и видим таблицу мощностей:
И вроде все понятно 1500Вт в 1Ом — нам подойдет динамик на 1500Вт, но не тут то было, скажу вам я.
У динамика, кроме как статического, есть и «динамическое » сопротивление. Это сопротивление тех же катушек, но уже во время работы динамика!
Три причины повышения сопротивления:
Первая — это нагрев катушки. Так как катушка пропускает через себя переменный ток и имеет сопротивление, то в тепло уходит до 90% всей энергии, а при нагреве сопротивление материала увеличивается.
Вторая причина — это разная частота или импедансная кривая рис.1 Так как динамику одни частоты проиграть проще, а какие-то сложнее, в силу своей конструкции, то и сопротивление на этих частотах будет разне. Вы сами видите как оно разнится от частоты к частоте и достигает своего пика на резонансной частоте, причем кратно.
Третья причина — это оформление. Чем сильнее задемпфирован корпус, например ЗЯ или ФИ, тем сопротивление выше. Правда в зависимости от настройки корпуса, самое высокое сопротивление будет теперь не на резонансной частоте динамика.
Что из этого следует? Предположим, что наше сопротивление во время работы динамика вырастает до 2Ом. Возвращаемся к таблице выходной мощности усилителя и там уже все не так радужно, так как мощность упала до 900Вт, и это в лучшем случае, иногда мощность падает более чем в два раза!
Вдобавок замеры выходной мощности в инструкции происходят от бортовой сети с напряжением 14,4В. Ну-ка, кто может похвастаться таким стабильным напряжением? Обычно это 12,5-13,5В. И я вам скажу, что 1 или 2 злосчастных вольта могут лишить усилителя до 30% выдаваемой мощности, в зависимости от схемотехники.
Еще одна причина это КНИ — коэффициент нелинейных искажений. Чем ближе усилитель к своему пику производительности, тем выше этот показатель и следствие — хуже звук.
И, напоследок — усилителю с запасом мощности «легче » работать, он лучше контролирует динамик, вследствие этого вы получаете более долгую работу усилителя и динамика, и более точный, быстрый бас.
Спасибо, что все-таки дочитали до конца🙏. А теперь самое время закрепить это визуально с помощью видео)
Как подобрать автомобильный усилитель звука к колонкам в машину: зачем нужен усилок, рейтинг и выбор
Проводя в машине большое количество времени, многие автолюбители стремятся, чтобы в их авто было комфортно. Одним из элементов является аудиосистема. Для повышения ее громкости звучания устанавливают автомобильный усилитель. В статье рассматривается его устройство, даются рекомендации, как выбрать усилитель в машину, приводится рейтинг лучших моделей.
Предназначение и технические параметры
Зачем нужен усилитель в машину? Основное его назначение – повышение качества звука и увеличение громкости. Это достигается за счет увеличения силы тока звукового сигнала аудиосистемы. Благодаря этому динамики выдают максимально чистый и сильный звук. Современные автомобильные акустические системы оснащены встроенными усилителями, но мощности их блоков питания порой не хватает для получения качественного звучания.
Автоусилители могут быть с разным количеством каналов. Используются в зависимости от количества подключаемых динамиков и сабвуферов. Кроме того, существует аналоговый (ламповый автомобильный усилитель) с небольшой мощностью, качественным усилением звука, невысоким КПД и цифровой с большой мощностью, высоким коэффициентом полезного действия, недостаточно высоким качеством. Цифровой автоусилитель звука для авто позволяет подобрать и запомнить частотные характеристики для конкретной колонки акустической системы.
Основными характеристиками для автомобильного усилителя звука являются выходная мощность и диапазон выдаваемых частот. Особое внимание следует уделить мощности. Подбирать нужно с некоторым запасом. Этот параметр является основным критерием при выборе.
Нужно учитывать тыловые и фронтальные колонки, когда выбирается мощность. Для колонок она должна находиться в пределах от 75 до 100 Вт, для сабвуферов – от 100 до 300 Вт. С помощью частотных характеристик можно настроить звучание акустики с учетом особенностей салона машины. Они дают возможность сделать более слабыми частоты, взаимодействующие с элементами интерьера внутри авто. Если же компоненты салона поглощают звуки, частотными характеристиками их можно усилить (автор видео — Автозвук в Провинции).
Критерии выбора
Для получения качественного звучания следует правильно подобрать усилитель музыки в машину. Для этого нужно знать, какие параметры следует учитывать, на что обратить внимание.
Класс усиления
По уровню искажения сигнала и с учетом КПД усилители звука для колонок в авто делятся на классы усиления:
- А класс. Обладают низким КПД до 20%, но позволяют получить звучание с наименьшими искажениями, но при этом они много потребляют и выделяют тепла. Из-за небольшой мощности и высокого шума в салоне их редко устанавливают в автомобили.
- В класс. Данные устройства мощнее предыдущего класса, но выдают более искаженный сигнал. У них лучшая термостабильность, высокая эффективность при воспроизведении звука. Они также редко используются на современных авто.
- С класс. Отличаются высоким КПД – 75%, но выдают сильно искаженный сигнал. С аудиосистемами класса Hi-Fi их не устанавливают.
- Смешанный класс А/В. Они имеют средние показатели между А и В: средний уровень мощности, хороший КПД, небольшой уровень искажений сигнала.
- D класс. Относятся к цифровым устройствам. Это компактные, мощные аппараты, выдающие относительно чистый звук. Раннее их применяли для усиления низких частот, но теперь используют чаще широкополосные устройства. Они дороже девайсов А/В класса и пока уступают им по популярности.
Автоусилитель мощности для колонок
Среди классов автомобильных усилителей наибольшей популярностью пользуется смешанный класс А/В.
Количество каналов
Аудиоприборы, которые оснащены встроенным блоком питания для автомобильного усилителя и процессором, используются с разным количеством каналов мощности. Оптимальным вариантом является возможность применения устройства, предоставляющего каждой колонке отдельный канал. Любой музыкальный трек, проигрывающийся через усилок, имеет не менее двух каналов.
Таким образом, усилки могут иметь до шести каналов, у каждого из них своя сфера применения:
- Одноканальный, называемый моноблоком, используется чаще всего с сабвуфером. Моноблок для сабвуфера выбирается в случае низкоомных нагрузок до 2 Ом, если сабвуфер рассчитан на нагрузку свыше 4 Ом, то можно использовать усилитель с двумя каналами, подключенного мостовой схемой. Моноблоки выпускаются класса D и рассчитаны для подключения сабов в машине, а им не важно качество звука, им нужна хорошая мощность. Кроме того, они оснащены развитым кроссовером с низким диапазоном частот и выносным регулятором уровня звучания, что актуально для подключения к штатным автомагнитолам, которые нет имеют встроенной регулировки уровня громкости сабвуфера.
- Двухканальные применяются для подключения двух колонок или сабвуфера. Последний подключается с помощью мостовой схемы или по катушке на канал прибора, если достаточно мощности.
- Трехканальные используются редко, так как в 4-х канальных приборах есть возможность мостового подключения, поэтому можно использовать два канала для акустики и один для сабвуфера. Но устройства с тремя каналами существуют.
- Наиболее распространены авто усилители с 4-мя каналами. Они могут использоваться разных вариантах: для 4-х колонок, для 2-х колонок и сабвуфера,для 2-х сабвуферов.
- Пяти-канальное устройство предназначено усилить 4 динамика и сабвуфер. Оно позволяет сэкономить место и деньги, так как отпадает необходимость в отдельном усилке для колонок и сабвуфера.
- 6-ти канальные усилители маловостребованы, так как редко встречаются аудиосистемы, которые нуждаются в 6-ти каналах.
Мощность усилителя
Когда выбирается для автомагнитолы усилитель, важно знать, как подобрать усилитель к колонкам по мощности. Для этого следует разобраться в этом параметре. Он является одним из самых важных. Мощность бывает номинальной и максимальной. Данные показатели указываются на упаковке устройства.
Номинальный показатель получается путем измерения мощности при 1% искажений. Максимальный показатель состоит из общей мощности всех каналов без учета искажений. При выборе мощности следует учитывать сопротивление нагрузки.
Основное внимание следует уделять номинальному показателю. Это значение является верным, если она указана с КНИ