Как выбрать концертные колонки?
В здании или на открытой танцплощадке, где возле подиума собрались тысячи посетителей, простыми домашними колонками даже на 30 ватт не обойтись. Чтобы произвести должный эффект присутствия, нужны высокомощные колонки в 100 Вт и выше. Давайте разберемся, как выбрать концертные колонки.
Особенности
Концертные колонки большой мощности – акустический комплект, отличающийся не только размерами динамиков. Общая выходная мощность каждой колонки достигает 1000 и более ватт. При использовании колонок на концертных выступлениях под открытым небом в городе музыка будет слышна на 2 км и более. Каждая колонка весит не один десяток килограммов – за счёт использования в динамиках наиболее массивных магнитов.
Чаще эти колонки обладают не встроенным, а выносным усилителем и блоком питания, что относит их к пассивным. Устройства защищены от воздействия влаги и пыли, что делает их применение возможным даже в сырую и ветреную погоду.
Принцип работы
Акустика концертно-театрального типа работает по такому же принципу, что и прочие колонки. Подаваемый от внешнего источника звук (например, от электронного микшера или сэмплера с караоке-микрофоном) проходит через каскады усилителей, обретая мощность в сотни раз большую, чем выдаёт первичный звуковой источник. Поступая на разделительный фильтр, включённый перед динамиками, и разделившись на звуковые поддиапазоны (высокие, средние и низкие частоты), обработанный и усиленный звук вызывает колебания диффузоров динамиков с теми же частотами, какие вырабатывались на электронных музыкальных инструментах и голосом исполнителя.
Чаще всего используется двух- и трёхполосные колонки. Для кинотеатров, где многоканальное и объёмное звучание имеет решающее значение, применяют и несколько полос. Простейшая стереосистема – две колонки, в которых все три полосы передаются в каждой из них. Она называется 2.0. Первое число – количество колонок, второе – число сабвуферов.
Сложнейшая стереосистема 32.1 – это 32 «сателлита», воспроизводящих высокие и средние частоты, и один сабвуфер, часто применяется в кинотеатрах. Обладает оптическим звуковым выходом, подключаемым к кинопроектору или большому монитору 3D. Моносистемы для концертных выступлений и показа кинофильмов практически нигде уже не используются, да и в быту они вытеснены стереосистемами (звук на даче, в машине и т. д.).
Обзор производителей
В основном ассортимент колонок концертного исполнения представлен следующими производителями:
- Alto;
- Behringer;
- Biema;
- Bose;
- Current Audio;
- dB Technologies;
- Dynacord;
- Electro-Voice;
- ES Acoustic;
- Eurosound;
- Fender Pro;
- FBT;
- Focal Chorus;
- Genelec;
- HK Audio;
- Invotone;
- JBL;
- KME;
- Leem;
- Mackie;
- Nordfolk;
- Peavey;
- Phonic;
- QSC;
- RCF;
- Show;
- Soundking;
- Superlux;
- Topp Pro;
- Turbosound;
- Volta;
- X-Line;
- Yamaha;
- «Россия» (отечественный бренд, собирающий акустику для торговых залов преимущественно из китайских деталей и узлов) и ряд других.
Часть производителей, ориентируясь исключительно на юридических лиц и состоятельных клиентов, производит 4-5 канальную акустику. Это завышает цену комплекта (колонки, усилитель и адаптер питания).
Выбор
При выборе ориентируйтесь на большие размеры, большую мощность, т. к. колонка в виде небольшого ящика вряд ли выдаст звук, позволяющий создать эффект присутствия на танцплощадке или в кинозале. Но не переборщите с массой колонок. Если, к примеру, акустика выбирается в основном для свадеб и иных торжеств, организовываемых, скажем, в загородных домах и дачах, то подойдёт акустика для небольшой сцены до 100 Вт. Если зал торжеств или ресторан обладает площадью в 250-1000 квадратных метров, достаточно мощности и в 200-300 Вт.
Торговые залы гипермаркетов не используют единственную мощную колонку, способную оглушить посетителя яркой и зазывающей рекламой. Подключается до нескольких десятков небольших широкополосных встраиваемых динамиков или колонок с мощностью до 20 Вт. Здесь важен не стереозвук, а наполненность, т. к. реклама – голосовое сообщение на фоне негромкой музыки, а не радиопостановка.
Например, в супермаркете «О`кей» используется до сотни динамиков мощностью 5 Вт каждый – одно здание занимает больше гектара территории. Такие системы заводятся на один монофонический усилитель большой мощности. Либо каждая колонка делается активной.
Марка производителя – способ застраховать себя от подделки. Отдайте предпочтение заслуженным фирмам, например, японской Yamaha – та выпускала акустику ещё в 90-х годах. Это не требование, а пожелание для неопытного пользователя, не разобравшегося, какие марки и модели от десятков производителей чего стоят и как они оправдают себя. В России выбор альтернативных производителей был настолько ограничен, что опытные инженеры самостоятельно разрабатывали свои решения на основе готовых УНЧ мощностью до 30 Вт и таких же динамиков. Такие «самоделки» продавали всем желающим.
Запросы даже отдельно взятого слушателя могут измениться. В комплекте к активным или пассивным колонкам вместе с усилителем полагается так называемый эквалайзер. Это многополосный регулятор громкости отдельно взятых полос (не менее трёх), используемый в многоканальной акустике. Он задаёт АЧХ, которая может не понравиться некоторым слушателям. Когда вы добавляете «басов» (20-100 герц) и высоких частот (8-20 килогерц), то это делается не только на ПК под управлением Windows, где в проигрывателе Windows Media есть программный 10-полосный эквалайзер, но и на реальном оборудовании.
Профессиональные организаторы «живых» концертов никакими ПК не пользуются – это удел домашних пользователей . На концертном выступлении, например, всемирной рок-группы, роль играют электронные гитары и караоке-микрофоны, аппаратное микширование и физический эквалайзинг. Программной является лишь 3D-составляющая – она играет вспомогательную роль. Акустический расчёт концертного зала и скрупулёзный подбор колонок для многоканальной системы всё равно понадобятся.
Размер для концертных колонок особого значения не имеет: подиум и концертный зал достаточно велики, а «тяжеловесы» массой с автомобиль в мире современной акустики не выпускаются. Одна колонка весит до нескольких десятков килограммов – её способны перенести 3 человека. Общий вес определяется массой магнита и несущего обода динамика, а также деревянного корпуса, трансформатора БП (в активных колонках) и радиатора усилителя. Остальные детали весят сравнительно мало.
Лучшим материалом для колонки является натуральная древесина. Пиломатериалы на её основе – например, отлакированная и окрашенная ДСП – это дешёвая замена дубу или акации, но львиная доля стоимости изделия сосредоточена всё же не в доске. Ценность породы дерева значения не имеет – деревянная или плита из пиломатериалов должна быть достаточно жёсткой.
В целях экономии нередко используют доски из МДФ – пиломатериалы, измельчённые до тонкого порошка, разводящиеся с эпоксидным клеем и несколькими другими присадками. Их закачивают в форму под высоким давлением – после отвердевания клеевой основы на следующий день получается твёрдая и прочная полусинтетическая доска. Они не расслаиваются со временем, легки в декоративной обработке (МДФ, в отличие от шероховатости деревяшки или ДСП, обладает идеальной блестящей поверхностью), облегчены за счёт коробчатой структуры, содержащей пустоты внутри.
Если вам попалась колонка с корпусом из ДСП, на обработке которой производитель явно сэкономил, то дополнительно её пропитывают водостойким лаком на клеевой основе (можно использовать паркетный) и прокрашивают несколькими слоями декоративной краски.
Чтобы этого избежать, выбирайте колонки с корпусом из натурального дерева – оно требует меньше ухода.
У активной колонки дополнительное пространство в задней её части занято усилителем с блоком питания, например, если это сабвуфер для многоканальной системы. Во избежание ухудшения звучания на низких и средних частотах оно отгорожено перегородкой из такого же материала, что и остальные 6 граней корпуса. В дешёвых комплектах этой перегородки может не быть, в дорогих – за счёт седьмой стенки и блока питания с усилителем масса сабвуфера или широкополосной колонки возрастает на 10 и более килограммов.
Акустика должна быть легко переносимой – лучше сходить лишних несколько раз, чем надрываться при переноске таких колонок из фургона на подиум и обратно. Концертные колонки (как минимум 2) должны быть предельно качественными по звучанию, лёгкими в размещении и подключении.
Не приобретайте многоканальную систему – например, для школьного актового зала, если в ней нет нужды.
Об особенностях активных концертных колонок смотрите далее.
Как выбрать концертные колонки?
В здании или на открытой танцплощадке, где возле подиума собрались тысячи посетителей, простыми домашними колонками даже на 30 ватт не обойтись. Чтобы произвести должный эффект присутствия, нужны высокомощные колонки в 100 Вт и выше. Давайте разберемся, как выбрать концертные колонки.
Особенности
Концертные колонки большой мощности – акустический комплект, отличающийся не только размерами динамиков. Общая выходная мощность каждой колонки достигает 1000 и более ватт. При использовании колонок на концертных выступлениях под открытым небом в городе музыка будет слышна на 2 км и более. Каждая колонка весит не один десяток килограммов – за счёт использования в динамиках наиболее массивных магнитов.
Чаще эти колонки обладают не встроенным, а выносным усилителем и блоком питания, что относит их к пассивным. Устройства защищены от воздействия влаги и пыли, что делает их применение возможным даже в сырую и ветреную погоду.
Принцип работы
Акустика концертно-театрального типа работает по такому же принципу, что и прочие колонки. Подаваемый от внешнего источника звук (например, от электронного микшера или сэмплера с караоке-микрофоном) проходит через каскады усилителей, обретая мощность в сотни раз большую, чем выдаёт первичный звуковой источник. Поступая на разделительный фильтр, включённый перед динамиками, и разделившись на звуковые поддиапазоны (высокие, средние и низкие частоты), обработанный и усиленный звук вызывает колебания диффузоров динамиков с теми же частотами, какие вырабатывались на электронных музыкальных инструментах и голосом исполнителя.
Чаще всего используется двух- и трёхполосные колонки. Для кинотеатров, где многоканальное и объёмное звучание имеет решающее значение, применяют и несколько полос. Простейшая стереосистема – две колонки, в которых все три полосы передаются в каждой из них. Она называется 2.0. Первое число – количество колонок, второе – число сабвуферов.
Сложнейшая стереосистема 32.1 – это 32 «сателлита», воспроизводящих высокие и средние частоты, и один сабвуфер, часто применяется в кинотеатрах. Обладает оптическим звуковым выходом, подключаемым к кинопроектору или большому монитору 3D. Моносистемы для концертных выступлений и показа кинофильмов практически нигде уже не используются, да и в быту они вытеснены стереосистемами (звук на даче, в машине и т. д.).
Обзор производителей
В основном ассортимент колонок концертного исполнения представлен следующими производителями:
- Alto;
- Behringer;
- Biema;
- Bose;
- Current Audio;
- dB Technologies;
- Dynacord;
- Electro-Voice;
- ES Acoustic;
- Eurosound;
- Fender Pro;
- FBT;
- Focal Chorus;
- Genelec;
- HK Audio;
- Invotone;
- JBL;
- KME;
- Leem;
- Mackie;
- Nordfolk;
- Peavey;
- Phonic;
- QSC;
- RCF;
- Show;
- Soundking;
- Superlux;
- Topp Pro;
- Turbosound;
- Volta;
- X-Line;
- Yamaha;
- «Россия» (отечественный бренд, собирающий акустику для торговых залов преимущественно из китайских деталей и узлов) и ряд других.
Часть производителей, ориентируясь исключительно на юридических лиц и состоятельных клиентов, производит 4-5 канальную акустику. Это завышает цену комплекта (колонки, усилитель и адаптер питания).
Выбор
При выборе ориентируйтесь на большие размеры, большую мощность, т. к. колонка в виде небольшого ящика вряд ли выдаст звук, позволяющий создать эффект присутствия на танцплощадке или в кинозале. Но не переборщите с массой колонок. Если, к примеру, акустика выбирается в основном для свадеб и иных торжеств, организовываемых, скажем, в загородных домах и дачах, то подойдёт акустика для небольшой сцены до 100 Вт. Если зал торжеств или ресторан обладает площадью в 250-1000 квадратных метров, достаточно мощности и в 200-300 Вт.
Торговые залы гипермаркетов не используют единственную мощную колонку, способную оглушить посетителя яркой и зазывающей рекламой. Подключается до нескольких десятков небольших широкополосных встраиваемых динамиков или колонок с мощностью до 20 Вт. Здесь важен не стереозвук, а наполненность, т. к. реклама – голосовое сообщение на фоне негромкой музыки, а не радиопостановка.
Например, в супермаркете «О’кей» используется до сотни динамиков мощностью 5 Вт каждый – одно здание занимает больше гектара территории. Такие системы заводятся на один монофонический усилитель большой мощности. Либо каждая колонка делается активной.
Марка производителя – способ застраховать себя от подделки. Отдайте предпочтение заслуженным фирмам, например, японской Yamaha – та выпускала акустику ещё в 90-х годах. Это не требование, а пожелание для неопытного пользователя, не разобравшегося, какие марки и модели от десятков производителей чего стоят и как они оправдают себя. В России выбор альтернативных производителей был настолько ограничен, что опытные инженеры самостоятельно разрабатывали свои решения на основе готовых УНЧ мощностью до 30 Вт и таких же динамиков. Такие «самоделки» продавали всем желающим.
Запросы даже отдельно взятого слушателя могут измениться. В комплекте к активным или пассивным колонкам вместе с усилителем полагается так называемый эквалайзер. Это многополосный регулятор громкости отдельно взятых полос (не менее трёх), используемый в многоканальной акустике. Он задаёт АЧХ, которая может не понравиться некоторым слушателям. Когда вы добавляете «басов» (20-100 герц) и высоких частот (8-20 килогерц), то это делается не только на ПК под управлением Windows, где в проигрывателе Windows Media есть программный 10-полосный эквалайзер, но и на реальном оборудовании.
Профессиональные организаторы «живых» концертов никакими ПК не пользуются – это удел домашних пользователей. На концертном выступлении, например, всемирной рок-группы, роль играют электронные гитары и караоке-микрофоны, аппаратное микширование и физический эквалайзинг. Программной является лишь 3D-составляющая – она играет вспомогательную роль. Акустический расчёт концертного зала и скрупулёзный подбор колонок для многоканальной системы всё равно понадобятся.
Размер для концертных колонок особого значения не имеет: подиум и концертный зал достаточно велики, а «тяжеловесы» массой с автомобиль в мире современной акустики не выпускаются. Одна колонка весит до нескольких десятков килограммов – её способны перенести 3 человека. Общий вес определяется массой магнита и несущего обода динамика, а также деревянного корпуса, трансформатора БП (в активных колонках) и радиатора усилителя. Остальные детали весят сравнительно мало.
Лучшим материалом для колонки является натуральная древесина. Пиломатериалы на её основе – например, отлакированная и окрашенная ДСП – это дешёвая замена дубу или акации, но львиная доля стоимости изделия сосредоточена всё же не в доске. Ценность породы дерева значения не имеет – деревянная или плита из пиломатериалов должна быть достаточно жёсткой.
В целях экономии нередко используют доски из МДФ – пиломатериалы, измельчённые до тонкого порошка, разводящиеся с эпоксидным клеем и несколькими другими присадками. Их закачивают в форму под высоким давлением – после отвердевания клеевой основы на следующий день получается твёрдая и прочная полусинтетическая доска. Они не расслаиваются со временем, легки в декоративной обработке (МДФ, в отличие от шероховатости деревяшки или ДСП, обладает идеальной блестящей поверхностью), облегчены за счёт коробчатой структуры, содержащей пустоты внутри.
Если вам попалась колонка с корпусом из ДСП, на обработке которой производитель явно сэкономил, то дополнительно её пропитывают водостойким лаком на клеевой основе (можно использовать паркетный) и прокрашивают несколькими слоями декоративной краски.
Чтобы этого избежать, выбирайте колонки с корпусом из натурального дерева – оно требует меньше ухода.
У активной колонки дополнительное пространство в задней её части занято усилителем с блоком питания, например, если это сабвуфер для многоканальной системы. Во избежание ухудшения звучания на низких и средних частотах оно отгорожено перегородкой из такого же материала, что и остальные 6 граней корпуса. В дешёвых комплектах этой перегородки может не быть, в дорогих – за счёт седьмой стенки и блока питания с усилителем масса сабвуфера или широкополосной колонки возрастает на 10 и более килограммов.
Акустика должна быть легко переносимой – лучше сходить лишних несколько раз, чем надрываться при переноске таких колонок из фургона на подиум и обратно. Концертные колонки (как минимум 2) должны быть предельно качественными по звучанию, лёгкими в размещении и подключении.
Не приобретайте многоканальную систему – например, для школьного актового зала, если в ней нет нужды.
Об особенностях активных концертных колонок смотрите далее.