- USB-микрофоны для стримов, творчества и записи подкастов — пять наиболее доступных моделей
- Как выбрать микрофон для подкастов, вебинаров, стримов
- «Звук наше всё»: обзор микрофонов для создания аудио/видеоконтента
- Динамические или конденсаторные
- USB или XLR
- USB-микрофоны
- XLR-микрофоны
- Микрофоны для видеосъёмок
USB-микрофоны для стримов, творчества и записи подкастов — пять наиболее доступных моделей
Продолжаем цикл материалов с обзорами составляющих домашней студии. Ранее мы поговорили о «мониторных» наушниках, колонках для мультимедиа и акустике для работы со звуком. После этого остановились на наушниках со встроенными микрофонами [раз, два].
Сегодня начнем разбираться с универсальными конденсаторными USB-микрофонами. Если говорить простыми словами, они позволяют захватывать намного больше деталей в высоком качестве, по сравнению с динамическими моделями данного ценового сегмента. Однако в квартире или частном доме это преимущество быстро превращается в недостаток, если микрофон записывает не только голос или инструменты, но и отражения от стен, плюс — посторонние звуки из других комнат. Для минимизации подобных эффектов разработчики выбирают определенную диаграмму направленности — пространство, где микрофон оказывается наиболее чувствительным к звуку. Например, исходя из расположения спикера, музыканта или стримера. В данном сегменте наибольшее распространение получила кардиоида, поэтому все микрофоны в этой подборке имеют кардиоидную диаграмму направленности.
На снимке: Behringer C-1U. Источник: Audiomania.ru
[3 390] Behringer C-1U — один из наиболее популярных микрофонов начального уровня. Его часто включают в подборки для подкастеров и начинающих музыкантов в силу низкой стоимости и хороших возможностей. Однако для записи инструментов и вокала он подойдет не всем из-за характерного фона, который может проявлять себя при усилении сигнала, затруднять обработку сэмплов и сведение микса. Для менее требовательных задач — C-1U будет отличной опцией.
USB-версия позволяет напрямую подключаться к компьютеру без усилителей и микшеров, но в комплекте помимо кабеля идет только поворотный шарнир. В ряде обзоров его называют хлипким, да и подставку под микрофон [как и поп-фильтр] нужно будет докупать отдельно — о нем следует подумать в силу высокой чувствительности микрофона к таким воздействиям.
По сравнению с ближайшими аналогами в нашей подборке, C-1U является достаточно массивным — весит около 500 г. Его высота — 169 мм, а диаметр диафрагмы — 16 мм, что уже ближе к средним показателем для сегмента. Послушать запись с этого микрофона можно в этом обзоре и еще одном разборе особенностей этой модели.
[6 590] Marantz Professional MPM-1000U — еще один универсальный конденсаторный USB-микрофон. Подходит как для творческих записей, так и онлайн-трансляций. Здесь вновь присутствует кардиоидная диаграмма направленности — напомним, что она в некоторой степени подавляет чувствительность микрофона по всем направлениям, кроме фронтальной части.
Комплектация стандартная для сегмента: USB-кабель и базовый микрофонный держатель. Подставку, треногу или кронштейн вы здесь не найдете. Однако сам микрофон выполнен в металлическом корпусе, что является преимуществом по сравнению с Pod Pack 1, о котором мы поговорим далее. Кстати, последний поставляют как раз со стойкой-пантографом. Весит MPM-1000U всего 300 г, высота — 158 мм, а диаметр диафрагмы этой модели составляет 14 мм.
На снимке: Marantz Professional MPM-1000U. Источник: Audiomania.ru
[6 990] Marantz Professional Pod Pack 1 — как мы и говорили выше, включает не только кабель и держатель, но и пантограф. Хотя сам микрофон, кажется, выглядит чуть менее интересным. Диаметр диафрагмы — 13 мм, что допустимо и позволяет добиться хорошего качества звучания вокала и записей разговорных программ [пример есть тут и чуть более развернутый — здесь].
Высота микрофона — 170 мм, корпус выполнен из пластика, поэтому весит он мало — всего 279 г. Конструкция стойки добавляет еще 382 г, но и не занимает пространство на рабочем столе. Такой комплект по столь низкой стоимости — находка среди предложений конкурентов. Единственное, чем мы предложили бы дополнить Pod Pack 1, это поп-фильтр. Его вы сможете закрепить на пантограф, либо на сам микрофон, если возьмете накладную ветрозащиту.
[9 151] Shure MOTIV MV5-LTG — отличается в стоимости практически на четверть от предыдущего участника подборки, но может предложить дополнительные возможности вроде разъема 3,5 мм для мониторных наушников и необычный форм-фактор: высота MV5-LTG составляет всего 7 см, весит он 90 г. Столь мобильный вариант подойдет для поездок и командировок, но с учетом того, что сейчас их стало ощутимо меньше, подставка небольшой высоты [добавляет еще 7 см] может показаться недостаточной для домашней студии. Однако в корпус интегрирован адаптер для стойки с винтовой резьбой 1/4”, что дает пространство «для маневра». Еще в комплекте есть два кабеля — Micro-B-to-USB и Micro-B-to-Lightning.
В качестве недостатков в обзорах отмечают пластиковый корпус микрофона, слишком компактный кабель [как USB, так и Lightning] и необходимость тестирования совместимости с новыми моделями «яблочных» устройств — некоторые могут потребовать переходников для работы MV5-LTG. Звучание можно оценить вот тут: сравнение со встроенным микрофоном на Android, еще одно с использованием iPad, плюс — дополнительный тест на iPad и Mac. Именно для таких use-кейсов выход на мониторные наушники оказывается весьма и весьма полезным.
На снимке: Audio-Technica ATR2500x-USB. Источник: Audiomania.ru
[9 990] Audio-Technica ATR2500x-USB — замыкают сегодняшнюю пятерку микрофонов до 10 тысяч рублей и считаются заслуженными лидерами сегмента. Данная модель дает студийное качество записей, а значит и большую гибкость в процессе пост-обработки звука.
Включает выход для наушников в виде классического «джека», USB-C и USB-кабели, плюс — микрофонный адаптер. Что очень важно, в комплекте есть держатель-тренога, пусть и достаточно простой конструкции. Весит микрофон 366 г, а его высота составляет 150 мм, что почти на 140 г и 20 мм меньше, чем у C-1U [и это с учетом металлического корпуса ATR2500x].
P.S. В следующий раз мы рассмотрим микрофоны из ценовой категории от 10 до 21 тысячи рублей, а пока предлагаем вам проголосовать за модели из сегодняшней подборки в опросе.
Обзоры аудиотехники для домашней студии и другие темы:
Как выбрать микрофон для подкастов, вебинаров, стримов
Статья поможет в выборе типа и марки микрофона. Разберем непонятные термины и цифры.
Для работы с голосом больше подходит конденсаторный тип микрофонов. Такие устройства более чувствительны и интереснее по звуку. Динамические микрофоны подходят для живых выступлений на сцене и записи инструментов.
USB-микрофоны — самый подходящий вариант. Если купите XLR-микрофон, то нужна звуковая карта, а это дополнительные расходы. В случае USB-микрофона вы просто подключаете его к USB -входу компьютера и записываетесь.
Эта характеристика отвечает за то, в каких направлениях микрофон записывает звук. Звук может писаться спереди, спереди и сзади, вокруг.
Для записи голоса дома подойдет микрофон кардиоидной и суперкардиоидной направленности. Кардиоидный микрофон пишет звук спереди и безразличен к звуку сзади. У суперкардиоидного направленность спереди еще более узкая и частично захватывает звук сзади.
Почему важно, чтобы микрофон не писал звук сзади и вокруг? Если у вас нет специально оборудованного помещения и в комнате эхо или шумы, лучше брать кардиоидный микрофон. Он не «услышит» всех проблем помещения.
Чем соотношение больше, тем меньше искажается звук. Хорошее значение 66 дБ, отличное — 72 и выше.
Кривая частотной характеристики — это диапазон частот (от низких до высоких), в пределах которых микрофон пишет звук. Если где-то кривая проседает, эта частота на записи будет выражена меньше. Если на кривой подъем, частота более выражена.
Например, у вас резкие свистящие звуки в речи. Микрофон с подъемом в диапазоне ваших свистящих только усилит свист. Или вы говорите немного в нос. Микрофон со спадом на частоте носового звука сгладит этот эффект.
Чувствительность — насколько тихий звук способен записать микрофон. Чем ближе значение к нулю в децибелах, тем выше чувствительность микрофона. Если у вас студия звукозаписи с идеальной акустикой комнаты, высокочувствительный микрофон вполне оправдан. В остальных случаях лучше использовать микрофоны с чувствительностью от -40 дБ.
«Паук» — это крепление для микрофона. Поможет защитить от вибраций, которые негативно влияют на звук во время записи.
Микрофонный кабель. Не экономьте на кабеле: от него тоже зависит качество звука. Качественные кабели делают Proel, D’Addario, Planet Waves, Mogami.
Поп-фильтр. Это устройство помогает защитить микрофон от взрывных звуков -п, -б. Не советую покупать дешевые металлические поп-фильтры.
Стойка. Есть три вида стоек: напольная, пантограф и настольная. Выбирайте, что вам будет удобно. У меня в дикторской кабине стоит пантограф, в поездки я беру напольную стойку.
«Звук наше всё»: обзор микрофонов для создания аудио/видеоконтента
За последние несколько лет значительно возросла популярность видеоблогинга. Аудитория YouTube насчитывает миллиард человек — это треть всех интернет-пользователей. Ежедневно они «насматривают» 500 миллионов часов видео.
Подкастинг — еще одна форма создания контента, которая активно развивается. Как минимум 67 миллионов американцев слушают подкасты раз в месяц. Это движение набирает обороты и в России. Например, в iTunes можно найти такие проекты, как образовательный подкаст «Хочу все знать», а также аудиоверсию шоу на радио «Маяк» с Сергеем Стиллавиным и Рустамом Вахидовым.
Что касается стриминговых сервисов, то согласно статистике Twitch, платформу посещают 15 миллионов пользователей ежедневно. При этом в месяц появляется 2,2 миллиона уникальных создателей контента. Однако не все они (как и подкастеры, и видеоблогеры) приобретают большую популярность и набирают огромное количество просмотров.
Причины неудач – разные. Однако одна из ключевых – отсутствие должного внимания к аудиосоставляющей проекта (видеоблога, стрима или подкаста). Мало кому захочется смотреть и слушать передачу с «зашумленным» или, наоборот, приглушенным звуком словно вы ведете трансляцию из-под подушки.
Дэн Бенджамин (Dan Benjamin), создатель хостинга для подкастов Fireside, отмечает, что от качества звука зависит все. Если у вас хороший контент, но зрители не понимают, что вы говорите, или у них в ушах белый шум, не стоит ждать, что ваше творчество будут рекомендовать друзьям.
Хороший микрофон и обработка звука — одна из основ для привлечения новой аудитории и удержания внимания преданных поклонников вашего проекта.
Фото zhezhe2010 CC BY
Конечно, попробовать в работе все популярные микрофоны будет сложно. Особенно если вы только запускаете свой первый подкаст, видеоблог или игровой стрим.
Поэтому в нашем сегодняшнем материале мы решили помочь начинающим content creator’ам и представить популярные микрофоны, которые рекомендуют «старожилы» индустрии подкастинга, стриминга и участники платформ Reddit, IGM и Quora.
Начнем наш обзор микрофонов с разговора о типах и видах интерфейсов. В дальнейшем это позволит сделать выбор в пользу того или иного устройства.
Динамические или конденсаторные
Поскольку это материал для начинающих, будем считать, что микрофоны делят на две группы: динамические и конденсаторные. Первые лучше подавляют шум вокруг и менее восприимчивы к вибрациям стола/стойки. Однако при их использовании может показаться, что записанный звук слегка приглушен. Для работы динамического микрофона не требуется дополнительный источник питания, поэтому устройства этого типа подойдут новичкам, которым пока трудно разбираться в особенностях подключения дополнительной аппаратуры.
Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к шумам и эху, поэтому чаще «захватывают» окружающие звуки, которые вы не хотели записывать. Но если работать в специальной «мягкой» комнате (комнате с акустическим поролоном или просто заполненной большим количеством мягкой мебели), то звучание конденсаторного микрофона будет «чище», чем у динамического. Количество отражений звуковых волн уменьшится, эхо пропадет.
Также конденсаторным устройствам необходим внешний источник питания. У некоторых моделей есть собственный БП, однако большинство работает от фантомного питания. Выбирать этот тип микрофонов следует в том случае, если вы уже приобрели внешнюю звуковую карту или усилитель с XLR-входом для микрофона или планируете это сделать. Стоит отметить и относительно новую категорию — конденсаторные USB-микрофоны — их можно подключить напрямую к вашему ПК (или даже к iPhone или iPad).
USB или XLR
USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру. Пользователям при этом не нужно докупать специализированное оборудование (например, отдельные звуковые карты).
Системы XLR – «блочные». Микрофон можно подключить к звуковой карте, усилителю, различным пультам аудиообработки и управлять блоками и эффектами с помощью физических контроллеров. Такие системы предполагают более высокую суммарную стоимость.
Если вы только начинаете создавать аудио/видеоконтент, то вам хватит USB-микрофона — они дешевле, чем связка оборудования XLR-микрофон плюс звуковая карта, и проще настраиваются. Но если есть желание получить возможность более тонкой настройки звука и записывать сразу с нескольких микрофонов (двух, трех или четырех гостей/ведущих вашего проекта), то лучше обратить свой взор на XLR-решения.
Мы распределили микрофоны на две группы по интерфейсам подключения: USB и XLR. В каждой группе все устройства отсортированы по возрастанию цены, а стоимость представленных моделей не превышает 20 тысяч рублей.
USB-микрофоны
Часто занимает первые места в топах микрофонов как устройство для начинающих создателей контента. Его используют геймеры, интервьюеры, музыканты и вокалисты.
Имеет несколько режимов работы: может захватывать звук, идущий как спереди (кардиоида), так и со всех направлений (всенаправленный). Более дешевая версия этого микрофона (
5 500 рублей) — Snowball iCE — работатет только в одном режиме (кардиоида).
По словам Майкла Ларсена (Michael Larsen), подкастера и резидента Quora, оба микрофона «пишут» одного человека без артефактов и лишних шумов. Однако при использовании всенаправленного режима старшей версии ваш голос, записанный спереди микрофона, скорее всего будет отличаться от «захваченного» с задней стороны устройства.
В комплекте от производителя идет складная тренога, на которую крепится микрофон. Не требует установки драйверов.
Пример микрофона c USB-интерфейсом: Audio-Technica AT2020USB+
Rode Podcaster (USB, динамический):
Это брат XLR-микрофона Rode Procaster, но подключается по USB. «Устойчив» к окружающим шумам и улавливает только ваш голос. Один из резидентов Reddit говорит, что микрофон не «слышит» шум с лестничной клетки, на которой идет ремонт и ходят рабочие.
На Reddit также отмечают, что это достойный микрофон для стриминга и отличная замена Rode Procaster, если вы не хотите тратиться на аудиоинтерфейс.
XLR-микрофоны
Его используют профессиональные подкастеры и музыканты. Также он частый «гость» ТВ-студий и завоевал награду Editors Choice Award на Electronic Musician 2004.
По мнению основателя блога MakeBeats101 и музыканта Карло (Carlo), этот микрофон — выбор многих студийных инженеров. Сам Карло всегда использует его для записи акустических гитар. Rode NT1-A выдает самый низкий уровень статического шума при записи среди всех моделей линейки Rode.
Одно из главных достоинств Rode NT1-A — наполнение коробки. Вместе с микрофоном вы получаете крепление, поп-фильтр, XLR-кабель и мягкий чехол. Это позволит сэкономить деньги на аксессуарах, что очень кстати для начинающего создателя контента.
Из недостатков можно отметить то, как он «работает» с высокими голосами — они начинают звучать очень тонко. Пользователи также отмечают, что NT1-A оказывает подобный эффект и на басовитый голос или баритон.
Rode Procaster (XLR, динамический):
Это динамический микрофон, он не требует фантомного питания. Звукорежиссер Гари Хибнер (Gary Hiebner) говорит, что микрофон обладает низкой чувствительностью и поэтому не захватывает много окружающих звуков. Гари даже пробовал делать запись во время сильной грозы на улице, и Rode Procaster показал чистый звук с небольшими «примесями» шума дождя.
Бонусом является встроенный поп-фильтр. В отличие от внешних фильтров, он не мешает читать скрипт с листа. Недостаток — микрофону нужна стойка, которая выдержит его вес (почти 700 грамм).
Audio-Technica BP40 (XLR, динамический):
25 499 — 25 636 рублей
Этот микрофон дороже двадцати тысяч, но он часто упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. Продюсер и инженер Джефф Стендфилд (Geoff Stanfield) отмечает, что BP40 подавляет помехи, идущие от сети, а это исключает статический шум при записи.
Устройство не приглушает голос и улавливает его, даже если говорить не прямо в микрофон, а чуть в сторону. Однако есть мнение, что микрофон делает голос слишком четким с ярко выраженной артикуляцией. Это может не понравится людям, предпочитающим более спокойное звучание без резких моментов в речи.
В комплекте с микрофоном идет держатель для крепления к стойке и чехол.
Микрофоны для видеосъёмок
На рынке можно встретить микрофоны, разъёмом для подключения которых является обыкновенный 3,5-миллиметровый джек (или разъем mini-XLR). Эти устройства используют вместе с видеокамерами, чтобы не записывать звук на их стандартный микрофон. Встроенные микрофоны камер не всегда рассчитаны на подавление внешних и внутренних шумов (механических), потому записанный с их помощью звук зачастую оставляет желать лучшего.
Схема подключения таких микрофонов иногда может содержать различные приемники, подключаемые к звуковым картам и другим аудиоинтерфейсам.
Плюсом здесь является компактность и небольшой вес микрофонов (для некоторых моделей составляет всего 6 грамм). Они не бросаются в глаза на видео. Однако есть и минусы: хотя сами микрофоны стоят не очень дорого, придется потратиться на остальное оборудование. Поэтому рекомендовать этот вариант можно тем, кто уже приобрел видеокамеру с возможностью подключения внешних микрофонов или планирует это сделать.
Пример петличного микрофона: Audio-Technica ATR3350
Audio-Technica ATR3350 (3,5 мм, конденсаторный): 2 190 рублей
Это петличный всенаправленный микрофон. Дизайн устройства делает его практически незаметным на одежде, поэтому он не отвлекает и не нервирует спикера. У этого устройства двойной монофонический штекер типа 1/8” TRS mini-Jack, поэтому микрофон позволяет писать стереозвук. Эта модель часто попадает в топы лучших петличных микрофонов.
Длина кабеля микрофона составляет 6 метров. В комплекте поставляется зажимная клипса для галстука, ветрозащита и плоская батарейка. Однако эта батарейка является недостатком устройства — микрофон не имеет индикации заряда батареи, поэтому может отключиться в самый неподходящий момент.
Rode smartLav+ (3,5 мм, конденсаторный):
Всенаправленный микрофон, в комплекте с которым поставляется поп-фильтр и приложение для смартфона от Rode. Оно помогает настроить микрофон и предоставляет систему звукозаписи с пресетами. Это может быть полезно, если вы планируете использовать свой телефон в качестве диктофона. Из других бонусов — чехол для хранения.
Из недостатков устройства некоторые обзорщики выделяют тот факт, что микрофон хорошо улавливает голос только того человека, на которого надет. Все остальные звуки оказываются приглушенными, что может создать определенные неудобства при записи диалогов.
Sennheiser ME 2-US (3,5 мм, конденсаторный): 4 799 рублей
Всенаправленный петличный микрофон с зажимом-клипсой легко крепится к одежде. Подходит для записи вокала. Длина провода, однако, всего 1,6 метра. В некоторых ситуациях это может создать определённые неудобства при сьемке. Такой микрофон рекомендуется подключать к передатчику радиосистемы. Микрофон поставляется с металлической ветрозащитой.
Конденсаторный петличный микрофон с режимом записи — кардиоида. Он подходит для записи в зашумленных местах, вроде лекционных аудиторий или публичных мероприятий. В комплекте также поставляется ветрозащита. Зажим для крепления металлический, он гасит вибрации и плотно крепится к одежде.
Это лишь небольшая часть решений, которые позволяют записывать качественный звук для подкастов и видео. Надеемся, новичкам в деле подкастинга и видеоблогинга наш обзор поможет сориентироваться в том, на какие девайсы стоит обратить внимание в первую очередь. А мы в своих материалах продолжим рассказывать обо всем, что связано с миром аудио.