1.3.3 Способы личностного поведения
Само понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека. Личностное существование – это существование человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы.
Сущность личности человека проявляется в его взаимосвязях с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях, в способах поведения, т. е. в способах достижения этих целей.
Тот или иной способ поведения личности задается извне ролью / ролями, которые играет / выполняет человек. Роль – это заданный, несвободный способ участия человека в жизни общества, это система действий, поступков, которые от него ожидаются другими людьми. Статус – это место человека в социальной структуре.
Таким образом, первоначально можно предположить, что личностное поведение – это то, которое человеку навязано, это вынужденное поведение. Но это только часть правды, причем не самая большая.
Понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности – способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т, е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений. Как отмечал А. Н. Леонтьев, личность есть особое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение – это поведение по собственному, свободному выбору. Личность – это субъект свободного действия или, по выражению М. М. Бахтина, — «субъект поступания».
Понятие «поступок» как раз и включает в себя произвольное, независимое, личностное социальное действие. Поступок – это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.
Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция – это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность – это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.
Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Поэтому личность – это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность – это способ действия, образ бытия, субъект поступания.
Можно говорить об особом, личностном бытии человека. Но личностным способом человек может и не жить, а жить, например, индивидным способом.
Личностный способ бытия есть исходный уровень культурной и духовной жизни человека.
Только совершая поступки, человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других лиц. Формулой личностного поведения выступает заявление человека: «Я лично!». Человек заявляет о своей собственной, полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие – это муки выбора, риск социального действия, тяготы ответственности за себя и других. А поэтому не все люди соглашаются на такой способ жизни (вспомнить можно работу Э. Фромма «Бегство от свободы»).
Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности. Самостоятельность – это поведение с опорой на свои собственные силы. Ответственность – способность нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо различима эта характеристика поведения человека. Человек, признающий свою ошибку, вызывает уважение других. А стремление уйти от ответа за собственные действия оценивается другими как внутренняя слабость, личностная недоразвитость, безнравственность.
Важно понимать, что личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали: так принято и так не принято поступать в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности и моральные способы ее поведения.
Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность в первую очередь предполагает ориентацию на частные, исторически конкретные оценки других, сообщества. Нравственность – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные принципы и ценности. Различение данных свойств личности и способов поведения (аморальность или моральность, безнравственность или нравственность) отчетливо проявляется в различных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения устоявшимся в данном сообществе нормам, переживается в эмоции стыда. Стыд – это всегда стыд перед другими, страх быть осужденным окружающими людьми.
В отличие от стыда, чувство вины (совесть) представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и руководствоваться ими. Здесь другой – это не конкретный индивид и даже не группа, а обобщенный другой, интериоризованный субъектом (для религиозного человека в качестве такого обобщенного другого может выступить Бог). Чувство вины (совестливость) – более высокий уровень социокультурного и духовного развития, связанный с обретением личностью высших проявлений индивидуальности.
Способность отстоять свою позицию, принимая себя и других, способность действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Данное качество составляет важную характеристику бытия человека среди людей.
Но и обществу, особенно в современных условиях, необходимы люди, готовые на личностный выбор, на личностное поведение, ориентация не на цивилизационные ценности (качество быта), а на культурные ценности (качество бытия). Д. С. Лихачев в конце 20-го столетия и в конце своей жизни заметил: «21-й век будет веком культуры, или его совсем не будет». Опыт освоения культуры позволяет человеку обрести представление о множественности систем значений. Осмысливая эти системы, выбирая между ними, он формирует собственные смыслы, сам (но на материале культуры) определяет линии личностного поведения.
Итак, способы личностного поведения многообразны. Их количество равно количеству индивидуальностей, помноженного на количество ситуаций их жизни. Но в целом можно говорить и личностном и безличностном (неличностном) поведении.
Возникает вопрос: почему одни активно живут на личностном уровне, противостоят жизненным трудностям, а другие пасуют перед ними, позволяя обстоятельствам определять направление своей жизни?
Необходимо отметить, что ситуация воспринимается, переживается и интерпретируется человеком в соответствии с его мировоззрением и личностным интересом, что в целом можно обозначить понятием «личностный смысл».
Истинная свобода всегда завоеванная, сделанная, добытая. О. Мандельштам это понимал лучше многих:
Посох мой, моя свобода,
В.П. Зинченко: «Даже первые попытки заглядывания в глубь строки и в себя влекут за собой далеко не пустяковые следствия: превращает активизм в деятельность, претворяет воду в вино, существование в жизнь, в бытие, наполняет смыслом полое слово и оживляет мертвое, помогает осознать себя суверенной личностью, манифестировать ее в поступке и многие другие, не менее интересные. Поэзия не спасает души, но размораживает их, приводит в движение».
Личность как способ существования и развития. Поступок как проявление личностной активности. Характеристика личностного бытия. Самостоятельность и ответственность личности. Моральность и нравственность. Индивидуальные личностные стратегии.
Поведение.Личностное поведение
Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими его условиями жизни. Источником поведения являются потребности индивида.
Характеристики поведения :общественно обусловлено; сознательно; имеет цель; произвольно ;созидательно;носит характер деятельности.
Единицами поведения являются поступки.
Личностное поведение –это поведение, в основе которого лежат обращения одного субъекта к другому, являющиеся с одной стороны, прямыми или опосредованными притязаниями, а, с другой, их прямым или опосредованным признанием или непризнанием
Поведение индивида всегда носит характер переживания.
Переживание как деятельность личности.
Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.
Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис
Стресс — неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов.
Расстройство, разрушение каких-либо планов (состояние тревоги или напряжения, которое возникает в результате ожидаемого или чаще неожиданного расстройства планов, надежд, предвкушений) — все называется фрустрацией
Конфликт – столкновение противоположно направленных феноменов.
Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности.
Переживания делятся на удачные и неудачные и в зависимости от этого определяется их исход.
Понтятие мотива и мотиваации в психологии личности.
Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?».
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность;
Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Динамика человеческого поведения
Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим «Я» и социальной средой личности.
Как каким образом мы воспринимаем окружающий мир, что происходит на этапе между формированием образа конкретной деловой ситуации и последующим ролевым поведением?
Процесс отражения конкретных социальных явлений связан с формированием в сознании индивида субъективных, чувственных образов объективной реальности. Казалось бы, здесь все достаточно просто: вижу объект А — формируется образ о; вижу
1 Парыгин БД Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — С-198.
объект В — формируется образ в, вижу объект С — формируется образ с и так далее. В действительности же процесс отражения социальных объектов проходит несколько иначе. Поскольку в повседневном общении личность постоянно сталкивается с повторяющимися ситуациями, совокупностями взаимосвязанных социальных явлений, достаточно нам увидеть объект А, как в сознании автоматически выстраивается вся цепочка образов а — в—с. 1 Так, например, близкого нам человека мы узнаем на большом расстоянии только по одному признаку — его походке.
Наиболее существенные с точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные образы социальных явлений именуются знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения.
Частным видом значений являютсясоциальные стереотипы. Социальные стереотипы -— это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций 2 . Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.
Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».
Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
1) Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов. Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они
‘ Известный советский физиолог П.К. Анохин назвал этот психологический феномен «опережающим отражением».
1 Понятие «стереотип» впервые было использовано американским ученым Уолтером Липпманом и в переводе с греческого означает «твердый отпечаток».
аокько что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип — характеристика изображенных ца ней людей. Например, говорили «Сейчас вы увидите портрет ^Преступника» или «. портрет героя» и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испыты-щли его заметного влияния — 54%, активно сопротивлялись Предлагаемому стереотипу — 10,7%. 1 , выделим только наиболее важные моменты.
«Роль» — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Единственное ограничение, которое налагается на нас, — это наша неспособность признать неограниченность наших возможностей- Вместе с тем, не нужно никаких усилий, чтобы смириться с поражением, ленивым созерцанием собственных неудач. Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собственными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это единственное, что подвластно нашей воле.
Следовательно, необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Победитель «вгрызается» в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, которые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ни- л чего поделать не можем. Какой смысл, например, переживать по поводу своей внешности или своего роста? Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим — лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успеха в своей деятельности.
Базовые психологические установки нашего «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих
См., например: Шибутани Т. Социальная психология. — М-: Прогресс, 1969. on
нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия.
Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим 1 :
«Я хороший — ты хороший». Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся И сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».
«Я хороший — ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.
«Я плохой — ты хороший». Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как паразиты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в состоянии депрессии.
«Я плохой — ты плохой». Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.
Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.
Подробнее см: Меллер К., Хегедаль П. Качественный сервис через личностное Развитие. — М.: Менеджер сервис, 1992.
И, в заключение, хотелось бы напомнить слова древней молитвы:
«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого!»
4.
Вопросы для повторения
Перечислите факторы, детерминирующие человеческое поведение в деловом общении.
Как формируется наше «Я» и какова его роль в общении? Что такое макро- и микросреда личности? Расскажите об особенностях социальных стереотипов, приемах манипулирования ими в деловом общении. Назовите приемы ломки стереотипов в процессе установления неформальных отношений. В чем сущность «позитивного мышления»? Перечислите базовые психологические установки нашего «Я» по отношению к окружающим.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности.
2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.— М.: МГУ, 1968.
3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.
4. Козлов Н.И. Как относиться к себе и другим людям, или практическая психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1994.
5. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.
6. Кузьмин E.G., Семенов В. Е. (ред). Социальная психология. — Л.:
7. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. — Ижевск, 1996.
8. Меллер К., Хегедаль П. Качественный сервис через личностное развитие. — М.: Менеджер сервис, 1992.